Библиотека Васконселоса в Мексике – одно из самых величайших зданий XXI века. Посреди парка в районе, который (хотя и является историческим) большинство туристов в Мехико не хотели бы исследовать, можно найти это передовое сооружение. Киоско Мориско был построен для Всемирной выставки 1884 года. Окрашенный в различные цвета, украшенный сложными текстурами и узорами и увенчанный замысловатым стеклянным куполом, этот объект привлекает сюда множество туристов.
Достопримечательность Мексики
Всего в паре кварталов от этой странной части, рядом с транзитной станцией, которая является еще более маловероятным местом для случайных туристов, вырисовывается громадный бетонный панцирь одной из самых впечатляющих библиотек в мире.
Сегодня библиотека площадью 125 тысяч квадратных футов (11 600 квадратных метров) стала обязательной для посещения начинающими и состоявшимися уже архитекторами, библиотечными фанатиками и теми, кто жаждет крутых постов в "Инстаграме", но предыстория этого гигантского здания сама по себе является настоящей сказкой. В истории создания этой библиотеки есть политические интриги, дико провалившиеся планы и озлобленность многих вовлеченных сторон.
История библиотеки
Когда проект здания был впервые предложен почти два десятилетия назад, он не собирался стать самой популярной достопримечательностью современной архитектуры в одном из крупнейших городов мира. Альберто Калач, выдающийся мексиканский архитектор, чья фирма спроектировала библиотеку, видел в этом проект, который может преобразить менее чем идиллический уголок (станция метро, электростанция, оживленная улица) этого волшебного города и послужит основным хранилищем знаний. Действительно, хранилище было рассчитано на два миллиона книг.
Архитектор здания
Шестидесятилетний Альберто Калач вызывает неоднозначную реакцию, когда упоминаешь его в разговоре с мексиканцами. Его или любят, или ненавидят. Альберто Калач и его фирма Taller de Arquitectura X стоят за тремя самыми выдающимися современными зданиями столицы (библиотека, галерея Kurimanzutto и башня на Reforma 27), но за последнее десятилетие он был наиболее известен своей активностью в возрождении Мексики.
Внутренний дизайн библиотеки
Библиотека расположена на территории кампуса площадью 500 тысяч квадратных футов (45 450 квадратных метров). Альберто Калач намеревался придать библиотеке ощущение «ковчега, носителя человеческих знаний, погруженного в пышный ботанический сад». Сбоку это каркас из вертикальных бетонных плит и стекла, а спереди это почти как войти в модернистскую гробницу (на самом деле один критик назвал здание «мавзолеем знаний»).
Здание стало культовым благодаря одному простому выбору: книжные полки библиотеки консольно выдвинуты с боков, создавая впечатление свисающих с потолка. Пол здесь из дымчатого стекла зеленого цвета. В центре висит скелет гигантского кита работы легендарного мексиканского художника-монументалиста Габриэля Ороско. Естественный свет проникает сквозь стеклянные прорези от пола до потолка.
Блуждая по зданию, иногда можно встретить группы молодых людей, которые даже снимают танцы друг с другом. Место, кажется, больше всего ценится за его пространство, а не за его коллекцию.
Проект был одобрен в 2002 году тогдашним президентом Висенте Фоксом. Он неоднократно подвергался критике за строительство объекта, который обошелся почти в 100 миллионов долларов. Его также критиковали за то, что он рассматривал строительство крупнейшей библиотеки в Латинской Америке не как инструмент в борьбе за сокращение бедности в Мексике, а как жемчужину своего президентства.
Библиотеку назвали в честь Хосе Васконселоса, первого министра образования Мексики после революции. Президент заявил, что объект необходимо открыть к концу его срока, и поэтому, хотя Калач и его команда выиграли тендер в 2004 году и руководили проектированием, строительство было катастрофой. Согласно Architectural Review, «учитывая 18-месячный срок строительства, были наняты два подрядчика, каждый из которых контролировал половину строительства. Здание было построено из двух половин, с севера на юг и с юга на север, 24 строительными компаниями».
Менее чем через год после открытия в 2006 году библиотеку пришлось закрыть
На устранение протечек по причине наводнения ушло два года. «Я думаю, что мы выиграли конкурс дизайна, – сказал архитектор Эрик Оуэн Мосс в интервью Los Angeles Times. – Однако мы не выиграли в вовлеченном политическом дискурсе». Или, как сказал один из членов его команды, главный библиотекарь Стэндфордского университета Майкл Келлер: «Я думаю, что дизайн был невероятно прозаичным. Я считаю, что они выбрали архитектора по национальным причинам. Он был местным мексиканским архитектором».
Несмотря на неудачи, в которых критики оказались дальновидными (здесь хранится менее половины книг, для которых библиотека предназначена, число ее посетителей далеко не соответствует первоначально прогнозируемому, а сады вокруг библиотеки не были спроектированы таким образом, чтобы они вписались в окружающий ландшафт), библиотека пользуется огромным успехом в других отношениях.
Заключение
Тот факт, что не все книги в этой библиотеке кем-либо используются, не означает, что знания не передаются и не накапливаются. Любое пространство, которое является оазисом в таком мегаполисе, как Васконселос, бесценно.
И хотя это может быть не такой высокий результат, как того хотелось бы создателям этой библиотеки и архитекторам, тот факт, что она стала такой знаковой для миллионов туристов, должен стать предметом национальной гордости.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание