В них нет логики: ученые считают, что афоризмы не учат мудрости

Как вы относитесь к афоризмам? Да-да к кратким, лаконичным и запоминающимся фразам. Оказывается, ученые и философы с древности относились к ним не слишком хорошо. В этих высказываниях, с их точки зрения, слишком мало логики и системности. Поэтому мудрости - той самой, которая является предметом философии, эти вроде бы мудрые мысли не научат. Давайте разбираться.

Платон и Аристотель

Во время зарождения западной философии афоризмы вызывали восхищение и даже поклонение. Более того, от таких древнегреческих философов, как Анаксимандр, Ксенофан, Парменид или Гераклит, остались одни краткие высказывания. С одной стороны, по ним можно восстановить систему взглядов этих философов. В другой стороны, недаром такие разные люди, как Платон и Аристотель, враждебно относились к афоризмам.

Они писали, что эти загадочные высказывания сложно проанализировать, они ускользают от логики и систематизации. Это не значит, что в высказываниях древних философов нет ни мудрости, ни умозрительного мышления. Просто философия – это тоже наука. А в этих высказываниях нет научной строгости. Это просто разбросанные, вырванные из контекста слова мудрецов.

Этап развития философии

Критика афоризмов сыграла позитивную роль в развитии философии как таковой. Дело в том, что она знаменовала переход от неясных, загадочных, но красивых фраз, которые можно трактовать как угодно, к ясным логическим аргументам, к системному дискурсу, к объяснениям, строящимся на доказательствах.

Декарт и Паскаль

В 17-м веке Декарт фактически создал основы современной науки о мышлении, предложив правила для современной философии, методологию и критерии ясного, простого и понятного научного мышления. Казалось бы, неясность афоризмов навсегда изгнана из науки. Но через несколько десятилетий Блез Паскаль заявил о том, что человечество стало слишком ценить порядок. Более того, порядок – это выдумка человеческого интеллекта, попытка объяснить необъяснимое, объять необъятное.

Он заявил, что рациональная система Декарта тоже не приводит к мудрости, и ее основания не менее шатки. Ведь человек – слишком слабое и противоречивое существо. «Мысли» Паскаля – один из его основных трудов - написаны именно в поэтике и формате афоризмов. Дал ли он афоризмам вторую жизнь?

Война романтиков и философов

В 19-м веке началась настоящая война между любителями афоризмов и «системными философами», и наиболее ярко она проявилась в немецкой культуре. Если Гегель дает нам целостную логическую систему объяснения мира, то Шлегель, Шопенгауэр, Кьеркегор и Ницше, наоборот, пытаются использовать афоризмы для философствования. Начинается целый культ незавершенного, несистемного, фрагментарного.

Особенно в этом плане отличались представители романтизма и Фридрих Ницше, который заявил, что вся системная философия и мудрость – никчемны, а крылатые фразы – вечны и исполнены той мудрости, которую систематизаторам не понять. Ведь они попадают прямо в сердце человека.

Кто же прав?

О чем говорят нам эти конфликты в истории культуры и философии? Войну романтиков и систематизаторов можно выразить одним афоризмом, происходящим от древнего философа Архилоха: лиса знает много вещей, а еж – только одну. Под лисами романтики понимали философов, которые пытаются уложить в систему слишком много всего, и поэтому громоздят одно на другое. Афоризм же пытается передать сокровенную мысль, которую системными аргументами не докажешь. Именно поэтому его можно бесконечно интерпретировать.

И то, и другое

Некоторые современные ученые полагают, что люди нашего времени более склонны к афоризмам. Они легко усваиваются, они всегда на устах, они помогают нам общаться и играть словами. Кто сейчас читает тома Гегеля? Но лично я склоняюсь к идее, которую выдвинул еще в 60-е годы 20-го века немецкий философ Ганс-Георг Гадамер. С его точки зрения, все дело не в противостоянии между системностью и индивидуальной мыслью, а между истиной и научным методом.

Если мы поймем, что философия, да и любая гуманитарная наука, говорит прежде всего об истине, то в ней найдется место и для системного мышления, и для аргументов, и для интерпретаций искусства афоризмов. Ведь в философском, религиозном, историческом мышлении, в искусстве всегда есть то, чего не хватает физико-математическим наукам. Это диалог живого с живым.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы полагаете, действительно ли системное мышление и афоризмы противостоят друг другу?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.