Все чаще слышу жалобы о том, как безобразно девочек воспитывают сказки. Перечитав их взрослой, нашла немало скрытых смыслов и подтекстов

Все мы наверняка помним с детства многие сказки и басни, знаем, что в них скрыт особый смысл. Однако во взрослом возрасте подобные произведения воспринимаются совершенно иначе. Многие их этих произведений женщинам следует перечитать, и вот почему.

Утраченный смысл

Часто в последнее время приходится слышать о том, какое безобразное воспитание дают современным девочкам сказочные истории. Главные героини порой бывают слишком инфантильными. Сказки не учат девочек быть сильными и независимыми. В результате в будущей женщине уже закладываются негативные сценарии, отражающие судьбу в патриархальном обществе. Из-за этого и получаются такие неуверенные в себе, несамостоятельные, во всем зависимые от мужчин дамы.

На самом же деле во многих сказках не пропагандируются женская кротость и покорность. Как правило, мораль подобных произведений наоборот заключается в развитии самостоятельности главного героя. Личность способна без чьей-то помощи выбрать сценарий развития событий, использовать его и наблюдать за последствиями. А ведь именно это необходимо для того, чтобы достигнуть эмоциональной зрелости и занять свое место в обществе.

Расшифровываем сказки

Не каждая сказка должна восприниматься буквально. Многие из подобных произведений дошли до нас уже в адаптированном пересказе. Специалисты, которые занимались этой адаптацией, стремились сделать сказку максимально понятной современному читателю, а также доступной для детей. В результате из первоначального варианта истории убирается все, что может показаться специалистам неприличным или слишком мрачным. В итоге большая часть смысла утрачивается.

Запретные темы

В сказках речь обычно не заходит о темах, воспринимаемых как табу для детей. Так конечный продукт становится более подходящим для большей части аудитории. К примеру, первоначально сказка о курочке Рябе являлась мистерией о круговороте жизни и смерти, добра и зла. Но после всех адаптаций она превратилась в полубредовое произведение о том, как дед и бабка, которые сами несколько раз пытались расколоть яйцо, расстраиваются, когда вместо них это делает мышка. Но, если копнуть немного глубже и попытаться вникнуть в смысл первоначальной истории, все становится более понятно.

Бедная Настя

Сказки и прочий фольклор появляются в результате фиксации общественного сознания. В тот момент, когда шаблоны поведения становятся неактуальными для большинства, произведения перестают быть популярными. Если же сюжет живет достаточно долгое время и пересказывается из уст в уста, значит, в нем есть какая-то важная для общества информация. Рассмотрим данный вопрос на примере сказок «Дочь и падчерица» и «Морозко». Появились они в те времена, когда человеку, чтобы стать достойным членом общины, приходилось что-то доказывать обществу. Во многих сказках ключевым моментом стал переход от детства к взрослой жизни. Например, в сказке «Морозко» главной героине предстоит отправиться в лес, выжить там и вернуться в свой родной дом уже взрослой женщиной. Если же девушке не удастся пройти это испытание, она погибнет.

Многие старинные обряды инициации требовали преодоления естественных человеческих инстинктов. Именно поэтому Настенька не жалуется Морозко на холод, а стойко переносит все испытания. Такое умение являлось важным фактором для выживания в общине. Если человек был готов принести жертву ради блага остальных, значит он достоин жить вместе со всеми. Стоит отметить, что выживали в подобных обрядах далеко не все. Очень хорошо этот момент продемонстрирован в сказке «Дочь и падчерица»: отец уходит из леса с гнетущей мыслью о том, что завтра его дочери может уже не быть в живых. Почему же он не делает все возможное, чтобы защитить свое дитя? Во многих сказках именно родитель становится своеобразным проводником для своего ребенка в ритуале перехода.

Архетип мачехи

Очень часто в детских сказках мачеха присутствует как отрицательный персонаж. Он появился в тот момент, когда общество стало активно использовать понятие частной собственности. Женщина, на которой повторно женится отец семейства, стремится передать все нажитое имущество своим детям. Тут начинается традиционный сюжет противопоставления сводных сестер. Считается, что счастливый конец для Настеньки становится возможным благодаря ее трудолюбию и доброте. Но на самом деле все намного сложнее. Настенька знает правила игры. В сказке «Дочь и падчерица» главная героиня угощает мышку кашей ради собственной выгоды. Она знает, что может получить что-то взамен, и потому помогает животному.

Женитьба в сказках

По мнению феминисток, сказки навязывают девочкам пассивную роль. На первый взгляд может показаться, что главные героини только и заняты тем, что дожидаются королевича. Главное событие в их жизни – это свадьба. В светских вариантах сказок действительно встречаются такие прочтения. Однако стоит отметить, что изначально в русском фольклоре никогда не приветствовалась женская пассивность. В былинах часто встречаются женские персонажи, которые спасают государство наравне с мужчинами. Их называли поленицами, а основным их занятием являлось полякование, что в переводе на современный язык можно считать путешествием по стране с участием в битвах. Часто девушки выходили из этих схваток победительницами.

Эти произведения учат девочек быть сильными, но скромными, не хвастаться своими подвигами и честно делать свою работу. Одной из наиболее ярких героинь в русских сказках считается царевна Марья Моревна. Именно ей удалось пленить такого злодея, как Кощей Бессмертный.

Стоит также отметить, что во многих русских сказках патриархальные стереотипы совершенно не работают. Так, к примеру, Иван-Царевич не пытается насильно выдать своих сестер замуж, а спрашивает их мнения. Сам он тоже женится только после романтического рандеву со своей невестой. Кстати, после свадьбы они остаются жить в ее королевстве, где все принадлежит ей.

Напоследок хотелось отметить: очень многие из нас в детстве смотрели разные сказки и были в восторге от сюжета. Как воспринимать их во взрослом возрасте, это уже дело сугубо личное для каждого.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что вы можете сказать о сюжетах сказок?
Комментариев 6
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
многие сказания уже переломаны они все имели сакральный смысл-чтоб понять нужно медленно все восстанавливать
Копировать ссылку
0
Автор ничегошеньки не понимает в сказках, а туда же - учит, поясняет. Если не понятен смысл "Курочки Рябы", это не сказка плохая, это мозги плохо соображают. А между тем сказка - великая. И - да! Совсем не детская. Главная деталь: курочка снесла сначала ЗОЛОТОЕ яйцо. Дед бил-бил, не разбил... То есть удача деду с бабой подвалила. А вот воспользоваться ей им - не дано. Мелковаты они для неё. Что и подтверждает мышка. Достаточно одного движения мышиного хвостика и - АП! Нет "золотой" удачи!
Копировать ссылку
3
Все эти инициации с отправлением любящими родителями детей в лес зимой - чудесная иллюстрация, как же прекрасно было наше родное дорогое язычество. Возрождайте, господа, возрождайте, покопайтесь глубже, там, наверняка, много и других таких милых ритуалов.
Копировать ссылку
0
забыли сказки о бабе яге ,а они хитрющие...
Копировать ссылку
-12
Благодаря феминисткам создан отвратительный стереотип - женщина-независимость! Но её то ОСНОВНАЯ роль - рожать и воспитывать, любить мужа! Этот характер и отражён в русских сказках. Сломали - получили одиноких, "независимых" истеричек в вечном поиске мужа и невоспитанных, гиперактивных детей.... распишитесь в получении ))))
Копировать ссылку
Кому нужны эти право, желание, собственность? Правильно, никому. Уж лучше же жить как в средневековье, считать что если ты одна, то ты никчемна и никому не нужна. Так ведь раньше было, в моей стране девушек вообще не уважали. Выйти замуж в тринадцать и плодить детей для сороколетнего мужа было нормой. Простите, но лучше жить в свое удовольствие со своими решениями и желания и быть одинокой независимой истеричкой в вечном поиске мужа, чем вечно жить в несчастье.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.