Он осознавал себя учеником Чехова: воспоминания о Юрии Трифонове к 95-летию со дня рождения выдающегося советского писателя

Советский писатель Юрий Трифонов известен как мастер "городской прозы". Его перу принадлежат повесть "Отблеск костра", в которой автор рассматривает, как революция изменила жизнь русских людей, "Обмен", "Дом на набережной". 28 августа исполнилось 95 лет с его рождения. Предлагаем узнать, каким же был Трифонов в восприятии его современников.

Краткая биография

Писатель появился на свет 28 августа 1925 года в Москве. Его семья была лично знакома с будущими руководителями Советского Союза. Бабушка, Татьяна Лурье, по слухам, была в романтических отношениях со Сталиным. Доподлинно известно, что будущий вождь останавливался в ее квартире на Васильевском острове, а сама Татьяна Александровна чинила его одежду.

Отец, Валентин Андреевич, также лично был знаком со Сталиным, изначально он был восхищен умом и привлекательностью Татьяны Лурье, но в итоге женился на ее дочери Евгении, которая была на 16 лет его моложе.

Вся семья Трифонова была близка к литературному творчеству. Евгения писала и публиковала книги для детей под псевдонимом Е. Таюрина, отец же издал книгу «Контуры грядущей войны», в которой предугадал, что Германия совершит нападение на СССР. Издавали свои произведения и другие родственники: дядя, двоюродный брат. Поэтому нет ничего удивительного в том, что 7-летний Юра начал писать стихи.

В 1937 году все изменилось. Отца Юрия признали врагом народа, арестовали, а через год расстреляли. Репрессировали и мать, этому событию мальчик посвятил очень трогательное, хотя по-детски неумелое стихотворение. Благодаря связям бабушки и личному знакомству со Сталиным Евгению удалось освободить, но семья была вынуждена перебраться в Ташкент. Во время войны они повторно вернулись в столицу, где юноша устроился на работу на оборонный завод.

О творчестве

Трифонов считал себя поэтом, однако его стихотворения подверглись резкой критике, а вот проза очень понравилась. Поэтому Юрий пересмотрел собственные взгляды на творчество. Его дипломная работа, повесть «Студенты», получила Сталинскую премию.

В своих рассказах он ставит в центр сюжета судьбу «маленького советского человека», часто описывает обычные, ничем не примечательные, бытовые события. Именно в «бытописательстве» часто обвиняли Трифонова. Однако он оставался верен самому себе.

Темы произведений

Важнейший лейтмотив его творчества – тематика нравственного выбора. Он ставил своих героев в непростую ситуацию, побуждая их принимать решения. Тема прослеживается в ключевом произведении Трифонова «Дом на набережной», в его повести «Другая жизнь», в романе-автобиографии «Время и место».

Кроме того, интересовала писателя и историческая тематика. Например, роман «Старик» посвящен приходу на Дон советской власти. А в «Нетерпении» он рисует перед читателем народовольцев. Поскольку после публикации произведения в Европе вспыхнула волна терроризма, то тексты Трифонова стали актуальными, а сам автор – популярным.

Мнение Павла Басинского

Этот писатель видел записи его выступлений перед студентами.

Вот несколько фактов о Юрии Валентиновиче из воспоминаний Басинского:

  • Писатель не умел выступать публично, очень долго обдумывал каждую фразу, постоянно запинался.
  • Это был типичный «кабинетный» писатель, тщательно прорабатывающий каждое слово своего текста. Он считал себя учеником Чехова, поэтому очень детально прорабатывал именно форму произведений.
  • Читать его трудно, однако темы, которые поднимает Трифонов, часто являются «вечными».

Таков Юрий Трифонов, личность нестандартная, яркая. Это очень одаренный писатель с выдающимся творческим наследием. Но одновременно – это и человек своего времени, которого интересовала судьба обычного простого человека в эпоху глобальных перемен.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие произведения Юрия Трифонова вам знакомы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.