Они были отчаянно счастливы. Как выглядел идеальный брак Николая Чернышевского

Оленьке Васильевой, звезде саратовской молодежи, которой было суждено составить счастье великого писателя, исполнилось 19 лет. В доме ее отца, Сократа Евгеньевича Васильева, который был самым известным в Саратове доктором, частенько были вечеринки.

Молодежь играла в фанты, разгадывала шарады, создавала живые картины. Николай Чернышевский тоже посещал эти мероприятия, но всегда стоял в сторонке. Он был не очень привлекателен, довольно неловок и флегматичен. Гораздо больше его интересовало устройство общества, чем игры.

Зимой 1853 года он размышлял о теории идеального брака, которая позже была описана в романе «Что делать?», и равноправии в семье. Глядя на веселую и беззаботную Оленьку, он думал, что именно с ней он мог бы воплотить свою теорию в жизнь.

Разудалое веселье

Это была бойкая, живая, грациозная и кокетливая девушка, которая жила простой и честной жизнью: зимой она танцевала и каталась на санях, летом – ездила на пикники, гуляла и собирала цветы. Все это нравилось Чернышевскому. Вскоре он сделал предложение Ольге, которое она приняла.

Этот выбор молодого социолога и писателя его друзья не одобряли, считая, что этим шагом Николай Гаврилович загоняет себя «под каблук». Несмотря на это, состоялось венчание, и супруги уехали в столицу. В Петербурге Ольга Сократовна продолжила беззаботно развлекаться. На жизнь она смотрела как на непрекращающийся, словно для нее созданный праздник.

Отношение писателя к развлечениям жены

Чернышевскому в жене нравилось абсолютно все, включая ее беззаботное отношение к жизни. Его умиляло, когда Ольга в разгар веселья выбегала из дома, смотрела на танцующих в освещенных окнах дома и объясняла прохожим: «Это веселятся у Чернышевских». Его забавляло это наивное хвастовство.

Сам писатель никогда не принимал участия в веселье. Вскоре гости привыкли к стоящему за конторкой и работающему супругу очаровательной Оленьки. А она тем временем часто задумывалась: «Что связывает нас? Только то, что он любит меня всей душой, а я не испытываю к нему такого же расположения? То, что интересно ему, заставляет меня зевать».

Она рассказывала мужу о танцах, прогулках, нарядах, поклонниках. Николай Гаврилович слушал ее, кивал и через пять минут обо всем забывал. И два этих столь разных человека были отчаянно счастливы.

Разлука

Революционер-подпольщик Иван Федорович Савицкий часто бывал в доме Чернышевских. Его очаровала, свела с ума Ольга. Савицкий клялся ей в вечной любви, предлагал бежать с ним. Такое внимание ей льстило, но обмануть Николая она не могла и все рассказала мужу.

Многие удивлялись, почему Чернышевский прощал супруге все, включая измены. Идеи, которые пропагандировал Чернышевский, о свободной любви и равноправной жизни необходимо было приближать и внедрять постепенно, начиная с себя, чтобы стать примером для других. Он отрицал любые формы неравенства в семье и считал, что нельзя считать жену собственностью.

В ответ на исповедь супруги Николай Гаврилович сказал, что жена вправе сама выбирать свой жизненный путь, а он хочет лишь того, чтобы она была счастлива. От такого человека было невозможно уйти, и Ольга осталась.

Чернышевского арестовали, когда ему было 34 года. Двадцать следующих лет стали невыносимыми: Петропавловская крепость, каторга, ссылка в Якутию, гражданская казнь. Хотя Ольга, бесспорно, не была декабристкой, а всего лишь простой и очень мягкой женщиной, которая была не способна на самоотречения и подвиги, через два года ссылки мужа она взяла сына и отправилась к нему. Через пять дней Николай Гаврилович убедил ее вернуться домой и никогда не возвращаться.

Новое платье

Чернышевский вышел на свободу, когда ему было 55 лет. Ему позволили жить в Астрахани. По пути он заехал в Саратов, чтобы повидаться с сестрой Варей и женой. К этой встрече Ольга Сократовна специально сшила новое нарядное платье.

Варя разрыдалась, увидев постаревшего брата. Чернышевский как мог успокаивал сестру. А жена, как всегда, щебетала и улыбалась, замечая неодобрительные взгляды встречающих. Позже она рассказывала родственникам в Петербурге, что супруг выглядел неплохо, но признавалась, что ей трудно передать те чувства, которые она испытала во время этой встречи.

Рассказала она и об истерике Вареньки. По ее мнению, это могло плохо отразиться на состоянии Николая Гавриловича. Ольга Сократовна призналась, что ей пришлось изображать веселье. Ее нисколько не волновало мнение людей, которые могли счесть ее бесчувственной. Ольга считала, что именно это было необходимо мужу в тот момент.

Время свидания окончилось, Николай Гаврилович уехал, напоследок сказав Варе: «Странная штука - любовь, я уже старик, а люблю ее по-прежнему сильно». А Ольга Сократовна побежала, подхватив собранные вещи: ей необходимо было успеть на последний пароход до Астрахани…

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы разделяете взгляды на брак Н. Г. Чернышевского?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.