Нет обращения к Богу: восточную медитацию не одобряют ни православие, ни ислам

Хотя на дворе XXI век и космические корабли бороздят нашу галактику в поисках признаков жизни, религии будто закостенели и застряли в Средневековье. Большой диссонанс в духовном сообществе вызвал вопрос, можно ли совмещать медитацию с духовными практиками в православии и исламе.

Чаще всего ответ весьма радикален: раз медитация, как и йога, которая ее практикует, пришли к нам из другой культуры и религии, то проще их запретить, чем изучить суть обеих. Вот и получается, что верующим запрещают заниматься оздоровительными упражнениями и очищать свой разум от словесного потока, который присутствует даже во время произношения молитв.

Существует ли такое понятие, как медитация, в православии или исламе и, если да, как ее правильно применять? Ответ - ниже.

Что такое медитация?

Трудно не согласиться с той пользой, которую дают человеческому здоровью занятия йогой и медитация. Это не отрицают даже православные священники, но далеко не все из них приветствуют подобные занятия, считая, что они способны отвернуть от Бога. Так ли это на самом деле?

Почему-то в умах православных священников сложилось ложное представление, что во время медитации люди подвергаются опасности быть сбитыми с пути истинной веры бесами (дьяволом), потому что открывают свое сознание духовному миру, с которым не знакомы, а потому бессильны против его обитателей.

На самом деле любой, кто практикует медитации, и даже те, кто только о них читал, знают, что их суть в очищении разума от словесной мешанины, которая не останавливается ни на минуту, даже во время чтения молитв. Ум человека – довольно беспокойный «инструмент», который не позволяет своему хозяину выбраться за рамки принятых им норм, понятий и привычек. Такой подход помог выживать неандертальцам и другим древним народам, живущим по принципу «бей или беги».

В наше время такая забота о выживании уже давно считается устаревшей, но единожды заложенная в наш мозг программа продолжает действовать и сегодня. Чтобы ее переписать и изменить навязанные стереотипы, и нужна медитация. Именно эта практика способствует остановке мыслительного процесса, после которой в сознание можно вносить новые установки или наполнять его молитвами.

Таким образом, медитация никоим образом не мешает верующим, а, наоборот, помогает очистить ум для произношения молитв «сердцем», как это делали многие почитаемые в наше время святые и мученики.

Практика созерцания в монашестве

Известно, что многие христианские святые специально уходили от мира и даже из монастырей в уединенные места, чтобы сосредоточиться на молитвах. Так поступали преподобный Симеон в V веке, Алипий в VII и Лука Столпник в X. Все они находились десятилетиями в уединенном созерцании и молитвах. Конечно, подобных примеров множество, но дело в том, что все эти люди были монахами, но тем не менее покинули обитель Бога, чтобы провести время в уединении, как будто в их кельях им было недостаточно тихо или одиноко.

На самом деле все эти святые, как и Серафим Саровский, проведший на камне 3 года, не хотели заниматься обычной вычиткой молитв. Они проводили практики самодвижных молитв, находясь в состоянии созерцания.

Медитация по-православному

Когда-то эту технику описал святой Игнатий. Он указывает, что наиболее полно и ясно художественное исполнение умной молитвы изложено у блаженного Никифора Афонского. Последний учит низведению ума в сердце посредством дыхания, так как оно связано чрез легкое с ним. Именно сердце, по мнению блаженного, есть производитель дыхания, а также орудие жизни и теплоты телесной. У блаженного Никифора есть такие слова:

Сядь и, собрав свой ум, введи в ноздренный путь, которым дыхание входит в сердце; приведи дыхание в (самое тихое) движение и понудь ум сойти с вдыхаемым воздухом в сердце. Когда он взойдет туда, то последующее за этим будет исполнено для тебя веселия и радости.

Это ли не описание техники медитации, основанной на дыхании? Таким образом, практику созерцания можно и нужно проводить перед молитвой, чтобы произносить последнюю с чистым от мыслей сознанием. Такую молитву святые называли «сердечной», то есть чистой от блуждающих мыслей, но, произнося ее, не стоит забывать о покаянии.

Ислам о медитации

Мусульманское духовенство приветствует занятие медитацией как способ освободить сознание и успокоить ум с дальнейшим сосредоточении на зикре. То есть хотя сама практика относится к буддизму и индуизму, но если вместо мантр поминать Аллаха, то она необходима для достижения спокойного умиротворенного состояния.

Другое дело - созерцание. О нем множество раз упоминается в Коране, да и сам пророк Мухаммад часто предавался ему в пещере Хира. Именно в этом состоянии ему были даны откровения священной книги мусульман. В ней нет указаний, когда и как проводить созерцание, так что этот процесс каждый верующий проводит по-своему.

Вместо итогов

Если медитация или созерцание проводятся с целью произношения чистой сердечной молитвы, то подобные занятия должны приветствоваться православным духовенством. Верующим нужно делать это с чувством покаяния и смирения перед Богом. Занятия йогой также допустимы, если применяются для оздоровления, а не изучения духовных буддистских практик.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы как считаете, допустима ли медитация в православии?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.