Геномные особенности: ученые объяснили, почему мужчины более уязвимы перед коронавирусом, чем женщины

Международная группа ученых сделала углубленный анализ коронавирусов и выяснила, кто из людей наиболее подвержен заражению, а также то, у кого болезнь протекает более остро. Это пожилые люди, мужчины средних лет и те, кто много курит. У них есть единые геномные черты, отражающиеся на их дыхательной системе. Именно они делают заражение коронавирусом более вероятным, а болезнь более тяжелой.

Масштабное исследование

Ученые создали специальный Атлас клеток человека. Также несколько лет назад был составлен список геномного секвенирования РНК. Теперь эти данные (подобно справочной карте) определяют клеточную основу любой болезни. Ученые проанализировали влияние опасного вируса SARS-CoV-2 на 1,3 млн клеток из тканей дыхательных путей, человеческого носа и легких 228 испытуемых.

Ученые внимательно изучили факторы попадания вируса в органы и отдельные клетки. Они обнаружили, что важную роль в этом играют возраст человека, его пол и наличие пристрастия к табаку. Именно это определяет способность вируса SARS-CoV-2 проникать в клетки, размножаться и передавать заражение в другие ткани и клетки. Это исследование опиралось на данные предыдущих проведенных тестов, которые доказали, что клетки, производящие слизь в носу, содержат фермент 2 (ACE2). Именно он является для опасных вирусов входной точкой в клетки тела.

Данные, полученные в ходе исследования

Ученым было важно выяснить, как именно SARS-CoV-2 влияет на три ключевых типа клеток в легких. Это клетки альвеолярного типа, отвечающие за вдыхание кислорода, клетки, защищающие от попадания сторонних вирусов, и эпителиальные клетки, которые удаляют потенциально вредные вещества, находящиеся в воздухе. Потом ученые проанализировали полученные данные и получили ответ, который был до сих пор неизвестен.

Оказалось, что у мужчин, пациентов пожилого возраста и курильщиков был более выражен фермент ACE2. Благодаря этому коронавирус почти беспрепятственно проникал в клетки, заражал их и начинал делиться. Также мужчины и пожилые люди производят больше TMPRSS2. Это ген, разрезающий белки в клетках вируса, что дает ему возможность быстрее проникать в организм. В теле мужчин также есть дополнительные ферменты, которые «работают» на вирус, делая заражение более вероятным.

Дополнительные факторы, усугубляющие заражение

Усугубить течение болезни могут некоторые заболевания. Среди них диабет и повышенное кровяное давление. Но главными факторами являются возраст, пол и курение. Это исследование полностью объясняет биологию процесса заражения и отвечает на вопрос ученых, почему именно мужчины, пожилые люди и курильщики находятся в зоне особого риска. Поэтому именно эти группы людей должны быть первыми в списке на вакцинацию.

В этот отчет по всему миру внесли вклад более 180 организаций. Он в итоге получил название «Одноклеточный метаанализ генов входа SARS-CoV-2 в организм». Отчет был опубликован 2 марта в журнале Nature Medicine и полностью раскрыл геномные особенности дыхательных путей мужчин средних лет, пожилых людей и курильщиков. Теперь люди будут знать, кому стоит опасаться заражения и обязательно сделать прививку.

А вы знали, что эти люди находятся в зоне риска по коронавирусу?