Ремонт мотоциклетного двигателя: как самостоятельно выполнить демонтаж, монтаж, настройку

Мотоциклы, как и любая другая техника, в процессе эксплуатации могут ломаться, требуя своевременного и грамотного ремонта. Стоимость услуг ремонтных мастерских с каждым годом увеличивается, поэтому неудивительно, что многие владельцы мотоциклов стараются при возможности выполнять восстановление техники своими руками. Ремонт двигателя мотоцикла - это достаточно трудоемкая работа, однако даже при небольшом опыте под силу выполнить восстановление мотора самостоятельно.

Своевременно выявляем неисправности

Владельцу мотоцикла необходимо не только регулярно проводить сервис, но и при любых симптомах неисправностей либо самостоятельно, либо в условиях сервиса проводить диагностику и ремонт железного коня. В подобном случае можно избежать усугубления поломок, отделавшись достаточно простыми и не слишком дорогими работами. Если же долгое время не обращать внимание на имеющиеся неисправности, в конечном счете, потребуется выполнять сложный и дорогой капремонт двигателя мотоцикла.

Инструменты для ремонта

Для самостоятельного ремонта двигателя мотоцикла потребуются различные инструменты, в том числе накидные ключи, шестигранник и звездочки под различные размеры, специальные съемники, а также щупы для проверки зазора и определения степени износа. Также понадобится динамометрический ключ и приспособление для натяжения цепи и ремня. Для замера компрессии используют компрессиметр, который прост в использовании и применяется для диагностики и определения износа поршневых колец.

Переборка двигателя мотоцикла

На больших пробегах часто требуется перебирать двигатель железного коня, меняя изношенные детали и узлы. Для такой работы потребуются специальные съемники, которыми вынимают кривошипный механизм и снимают двигатель с рамы.

Начинают переборку двигателя с демонтажа крышки картера, внутри которой часто располагается механизм выключения сцепления. Далее переходят к навесному оборудованию, разъединяют колесную передачу и снимают генератор. С помощью специальных подвесов вынимают двигатель из рамы, перемещая мотор на ровную и чистую поверхность.

Сняв двигатель с мотоцикла, переходят к цилиндропоршневой группе. Потребуется открутить крепление головки цилиндра, опустить поршень в нижнюю мертвую точку после чего выкрутить цилиндр. В последующем потребуется заменить прокладку под цилиндром. Не следует экономить на таких расходниках и использовать старые уплотнители.

Поршневые кольца можно снять, аккуратно разведя их руками и подложив под них тонкие пластинки. Стопор поршневого кольца извлекают гвоздем или шилом. При извлечении пальца поршня следует действовать максимально аккуратно. Обычно для такой работы используется выколотка, а под поршень подкладывают деревянный брусок, чтобы не погнуть шатун. Состояние поршня проверяют с помощью специального калибровочного щупа. При наличии зазоров и задиров на юбке необходимо менять весь цилиндр.

Перебрав мотор, начинают его сборку в обратной последовательности. Изначально необходимо будет запомнить весь алгоритм работы. Можно снять процесс разборки двигателя на видео, что в последующем существенно упростит сборку мотора. При необходимости замены многочисленных прокладок и уплотнителей используют исключительно новые расходники.

Восстановление коленвала

Износ и заклинивание коленвала в двигателе - это уже критическая поломка, а такой ремонт относится к категории капитальных. У отдельных моделей мотоциклов используется не цельный коленвал, а состоящий из нескольких спрессованных между собой деталей. Если возможно заменить одну из таких деталей, а не менять весь коленвал, то это несколько упрощает и удешевляет ремонтные работы.

Если коленвал заклинило, часто могут отмечаться проблемы с цилиндром и поршневой группой. Необходимо будет проверить с помощью специальных щупов клапаны и поршень, при необходимости выполнив их замену. Основная причина заклинивания и износа коленвала – это эксплуатация двигателя мотоцикла со старым маслом, которое некачественно смазывает подвижные детали и приводит к их быстрому перегреву и износу. Поэтому владельцу мотоцикла нужно будет регулярно проводить замену масла и все другие сервисные работы.

Устраняем имеющийся износ поршневых колец

Износ поршневых колец – это распространенная неисправность, которая в особенности часто встречается на мотоциклах с большим пробегом и эксплуатирующихся со значительными нагрузками. Определить такие неисправности можно по повышенному масложору и появлению из выхлопной трубы характерного сизого дыма. Если автовладелец своевременно заметил имеющиеся неисправности, можно отделаться лишь заменой изношенных колец. Тогда как при усугублении неисправностей требуется менять цилиндры или проводить полную замену двигателя.

Для замены поршневых колец потребуется вскрыть двигатель и определить износ колец для чего используют специальные щупы. Имеется возможность замены лишь верхних компрессионных колец, что несколько упрощает выполняемый ремонт. Для такой работы используются специальные оригинальные ремкомплекты. Многие владельцы мотоциклов устанавливают нехромированные кольца, которые быстро прирабатываются и отличаются лучшей надежностью.

Износ коренных шеек

Еще одна типичная неисправность двигателей мотоциклов – это износ и биение коренных шеек. Подобные проблемы характерны для высокооборотистых двигателей, в которых быстро изнашиваются подшипники. Такой двигатель при износе подшипников часто требует капитального ремонта, так как параллельно возникает люфт коленчатого вала и шатуна.

Некоторые умельцы устраняют биение коренных шеек с помощью токарного станка и обработкой шеек с подшипниками. Однако подобная работа потребует использования специального оборудования, позволяющего добиться максимальной точности обработки деталей. В большинстве случаев проводят замену шеек и коренных подшипников. Пи этом, если своевременно определить имеющиеся неисправности, то можно избежать необходимости переборки и капремонта двигателя.

Ремонт головки блока цилиндров

Из-за частого перегрева и при нещадной эксплуатации мотоцикла могут отмечаться проблемы с головкой блока цилиндров, которая теряет свою герметичность. При таких проблемах с ГБЦ в цилиндры попадает охлаждающая жидкость и масло. Определить подобные неисправности можно по появлению сизого дыма из выхлопной трубы и регулярному перегреву двигателя мотоцикла.

Для ремонта и восстановления ГБЦ необходимо будет снять поршневую, для чего выкручивают сначала свечи зажигания, после чего откручивают головки цилиндров и снимают их со шпилек. Далее выполняется диагностика состояния головки блока цилиндров, при необходимости может потребоваться притирка клапанов, замена прокладки и опрессовка ГБЦ.

Шлифовка ГБЦ

При наличии трещин головки блока цилиндров или же при потере ею своей формы, ремонт будет заключаться в шлифовке поверхности или же замене ГБЦ на новую или б/у. Такой ремонт имеет достаточно высокую стоимость, что объясняется стоимостью используемых запчастей и заменяемой ГБЦ, в частности. В качестве профилактики можно порекомендовать не нагружать мотор, что продлит жизнь двигателю и всему мотоциклу.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы занимались ремонтом мотоцикла самостоятельно?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.