15 лет культовой экранизации Николаса Спаркса. Как “Дневник памяти” занял свое место в культуре и почему он остается самым известным экранизированным произведением писателя

Если вам нравится жанр романтики, то вы, скорее всего, хотя бы раз в жизни сталкивались с произведениями лучшего романиста современности Николаса Спаркса. За свою долгую карьеру этот человек написал много книг и продолжает писать по сей день. Природа наградила его неповторимым талантом проникать в души своих персонажей, образы для которых он берет из повседневной жизни так, что каждый читатель находит в них собственное отражение. Как мужчине-писателю удается найти “ключик” к потаенным тайнам женской души, остается загадкой… “Дневник памяти” – лучшая экранизация произведений Спаркса, когда-либо выпущенных. Этой истории о смелой любви, за которую надо бороться до конца, в этом году исполнилось пятнадцать лет. Давайте еще раз вспомним самые яркие моменты фильма.

Первое – лучшее

“Дневник памяти” стал для начинающего писателя дебютным произведением. Он очень тонко рассказал о непростых отношениях главных персонажей, которые пронесли свои чувства на протяжении десятилетий, состарились и умерли в один день. Звучит банально? Ну и пусть. Зато для миллионов это стало образцом истинной любви, которой стоит воодушевиться. А вот экранизацию от голливудских студий роман получил лишь восемь лет спустя. Сегодня кажется, что это было правильным решением не спешить – долгожданная адаптация на большом экране принесла такой успех, которым не может похвастаться ни одно другое произведение Спаркса.

Столь ошеломляющее признание во всем мире слегка обескуражило создателей, которые не рассчитывали на подобный результат. История автора “взорвала” кассу, собрав миллионную армию поклонников, и стала фильмом, который отныне было принято смотреть влюбленным парам вместе. И конечно, фильм разобрали на множество цитат, самая известная из которых звучит из уст главного героя так: “Если ты птица, то и я птица”.

Любовь по сюжету – неприязнь за кадром

Основная причина, по которой можно говорить об успехе экранизации, связана с исполнителями главных ролей. Рэйчел МакАдамс и Райан Гослинг придают достоверность истории любви Элли и Ноя, позволяя ей выйти за пределы “обыденной романтической” природы повествования. МакАдамс на экране невероятно живая, а внешний вид Гослинга говорит о нем как о “серьезном мужчине в любви”. Режиссер Ник Кассаветис не ошибся, отбирая сотни претендентов на главную мужскую роль: “Я искал сильного мужчину внутри, способного постоять за свою любовь, но внешне невероятно обычного, скромного парня, который, желательно, выглядит немного чокнутым”. Что ж, Гослинг оказался в нужном месте в нужное время.

За пределами съемочной площадки между актерами складывались не лучшие отношения – они часто ссорились и на дух не переносили друг друга. Но с лихвой окупали это, когда появлялись в кадре.

А вот съемки сцен со взрослыми героями оказались очень волнительными. Сыграть постаревших, но не утративших любовь Ноя и Элли, доверили ветеранам Голливуда Джеймсу Гарнеру и Джине Роулендс. На звезд старой эпохи пришли посмотреть все задействованные в картине актеры. Непросто было и постановщику Нику Кассаветису – в настоящей жизни Джина Роулендс является его матерью.

Лето – время любви

Сцены из фильма, переносящие нас в 1940-е годы Северной Каролины (где, кстати, разворачиваются события большинства романов Спаркса, учитывая, что это место он просто обожает), помогают погрузиться в теплое, летнее, ностальгическое время. Это прекрасное, спокойное время, где нет забот, а есть влюбленность и молодая душа. Костюмы и мода сочетаются со старыми голливудскими настроениями, демонстрирующими простоту жизни того периода. “Дневник памяти” – это летний роман, но он длится больше, чем лето, потому что Ной знает, что для него значит Элли. Он никогда не перестанет писать ей и любить ее, строя для нее дом мечты. Выполнить свое обещание, сколько бы времени оно не заняло, – вот главный жест любви, на который должны равняться все мужчины.

Моя единственная любовь

Разумеется, Элли поражена тем, как он смог пронести чувства к ней через время, даже когда она находилась вдали. Годы отняли их друг у друга, но не отняли надежду. Между героями по-прежнему существует потрясающая химия, которая превращается в пылкое занятие любовью, заставляя нас краснеть. Возвращение Элли к Ною через годы – сильный и важный шаг для повествования. Теперь девушке предстоит выбирать между новой жизнью, о которой она мечтала, и мечтой, которую ей может дать новая жизнь с Ноем. Разумеется, сделать другой выбор она просто не имела права, иначе все любовные истории с последующей разлукой, которые мы видим в начале фильма, оказались бы ненужными. Авторский замысел гениально прост – чтобы мы увидели, что нет конкуренции. Ной – ее родственная душа и личность, которую Элли не потеряет снова.

В основе – реальная история

Николас Спаркс признавался, что сюжеты его книг ему подкидывает сама жизнь. Идеей “Дневника памяти” он воодушевился после рассказа супруги о ее бабушке и дедушке, которые прожили вместе более шестидесяти лет. Самому писателю тоже удалось с ними встретиться: “Они болели, потому не могли приехать на нашу свадьбу. Вместо этого мы отправились к ним в гости сами. Они делились старыми воспоминаниями, а мы слушали с замиранием сердца. Тогда я был поражен их историей и еще не думал, что хочу это как-то запечатлеть. Лишь потом я стал думать о возможной книге. Мне не хотелось, чтобы такие люди потерялись в истории. Такая любовь должна подаваться как пример. Я по-прежнему видел чувства в каждом их движении – то, как они подают чашку с чаем или как смотрят друг на друга”.

Живые герои

Сценаристу Джереми Левину оказалось непросто адаптировать книгу в сценарий. “Проблема с романом заключалась в том, что он мелодраматичен и очень сладок, и вам нужно найти способ обратиться к аудитории, которая опасается еще одного “приторного” фильма. Я постарался дать фильму преимущество, сделать его реальным и дать выбор, с которым сталкиваются персонажи”. Этим “выбором” и стало непростое решение Элли вернуться к Ною и остаться с ним.

То, что отличает фильм

Одна из удивительных особенностей “Дневника памяти” – то, как режиссер “совладал” с непростыми “скачками” сюжета. Это простая история любви и желания быть с человеком, которого любишь. В современных фильмах представление романтики поменялось, возможно, “Дневник памяти” остается одним из тех немногих “шаблонов”, которые можно пересматривать с годами. Это живой образец того, что можно и нужно искать любовь. И речь совсем не о физической близости и удовлетворении личных потребностей. Вместо этого вы находите кого-то, кто действительно захватывает ваше сердце. Фильм можно любить уже за стремление никого и никогда не отпускать.

“Дневник памяти” – не просто потрясающая романтическая история. Это один из тех фильмов, которые будут “красиво” стареть благодаря своей замечательной истории – истории о двух влюбленных людях. Простой сюжет, но он работает эффективно и влияет на аудиторию, вне зависимости от количества просмотров.

Руководство к действию: верьте

Вы все еще не верите в настоящую любовь? В человека, в которого можно влюбиться раз и навсегда? Люди часто не принимают самого факта существования подобного, потому что боятся. Но что, если это произойдет с вами? Вы сможете взять груз ответственности и быть готовым на все, чтобы выгрызать зубами свою любовь у времени и обстоятельств так, как на это решился Ной? Если нет, не торопитесь. Посмотрите сначала фильм.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы относитесь к “Дневнику памяти” и считаете ли фильм культовой историей о настоящей любви?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.