Антисоветское кино: неожиданные факты и вырезанные сцены фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
В настоящее время в замечательной комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая кажется зрителям совершенно безобидной. Однако ситуация была совсем иной, когда вначале семидесятых годов режиссер приступил к съемкам ленты. Многие побаивались, что отснятый материал ляжет мертвым грузом на пыльные полки. Такие опасения не были беспочвенными. Дело в том, что сценарий фильма был написан по пьесе Булгакова. Чиновники выпустили картину на экраны, но перед выходом ее пришлось переделывать и вырезать некоторые эпизоды.
Экранизация романа
Леонид Гайдай задумывался об экранизации романа Булгакова еще в шестидесятых годах. Но в то время его планам не суждено было осуществиться. Но в начале семидесятых годов режиссер снова вернулся к этой теме. Случилось это после того, как Гайдай увидел постановку пьесы на сцене театра. Конечно, были большие сомнения относительно правильности выбранного произведения. Ведь в свое время Булгакову не дали поставить его пьесу на сцене Театра сатиры. У киношного начальства могло возникнуть много вопросов относительно сюжета, ведь недотепа Бунша и авантюрист Милославский управляли страной в прошлом. Режиссера вполне могли обвинить в том, что он проводит некие параллели с современностью.
Сценарий писали у Гайдая дома. Сценарист Владлен Баханов жил на одной лестничной площадке с режиссером. Все эпизоды, которые могли бы изначально не нравится цензуре, старались исключать.
Но неизменной осталась идея: страной правят проходимцы и самозванцы. В кулуарах даже ходили разговоры о том, что Гайдай снял антисоветский фильм! Интересен тот факт, что в главной роли отказался сниматься Юрий Никулин. Он посчитал, что такой фильм непременно попадет на полку и никто его не выпустит на экраны.
Кто мог исполнять главные роли?
Ивана Грозного и управдома Буншу мог сыграть Евгений Евстигнеев. Актер успешно прошел пробы и дал согласие, но его не утвердил худсовет. На эту роль также претендовал Владимир Этуш. После его убедительного товарища Саахова никто не видел его в образе царя. Актеру дали роль доктора Шпака, которого обворовал Милославский.
В образе инженера-изобретателя Николая Тимофеева пробовали Олега Видова. Однако Гайдай отдал предпочтение Демьяненко, ведь он уже давно сработался с актером. Зрители настолько привыкли к образу Шурика, что режиссеру пришлось переименовать своего героя из Николая в Александра.
В образе Жоржа Милославского пробовался Андрей Миронов, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный, Георгий Юматов. Но все-таки предпочтение отдали Леониду Куравлеву. Стоит сказать, что режиссер не прогадал. Яковлев в паре с Куравлевым смотрятся на экране очень гармонично. Сейчас даже сложно представить, что роли главных героев могли исполнять другие актеры.
Царицу Марфу Васильевну могла сыграть Наталья Гундарева, а жену Бунши – неповторимая Нонна Мордюкова.
Экспромты
Многие реплики и эпизоды рождались во время съемок. Они были импровизацией актеров и режиссера. Так, например, Гайдай придумал сцену, в которой царь садится на магнитофон, в результате чего зазвучала песня Высоцкого.
А во время съемок эпизода, когда Кустинская целует Якина, Гайдай закричал: «Сплюнь!» Многие крылатые фразы, которые мы до сих пор используем в речи, рождались прямо на площадке. Этуш придумал реплику: «Закусывать надо». А вот фраза: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе!» - принадлежит Куравлеву. Он же придумал продолжение реплики: «Если, конечно, они у вас есть».
Вырезанные фразы
После завершения съемок и чернового монтажа Гайдай продемонстрировал ленту дирекции «Мосфильма». Произошло то, чего так опасался режиссер: многие эпизоды порекомендовали убрать. Особенно начальству не понравились сцены с двусмысленными фразами. Например, первоначальном варианте на реплику: «За чей счет банкет? Кто оплачивать будет?» - следовал ответ: «Народ, батюшка». Конечно же, такую фразу не могли пропустить на экраны. Претерпела изменения и речь Бунши относительно репертуара артистов. В результате осталась лишь ее первая часть.
Надо сказать, что образ недотепы-самозванца вообще показался цензорам издевательским над памятью об Иване Грозном.
Но с этим ничего поделать уже было нельзя. Через месяц был представлен обновленный вариант, из которого удалили все ненужные сцены. На сей раз цензура одобрила ленту. В 1973 году фильм вышел на экраны и сразу стал лидером проката. Его посмотрели более 60 млн людей.
Но зная, как Миронов сыграл Бендера, думаю, это было бы еще круче!