"Психо" отмечает 60-летие: как фильм 1960 года стал главным в карьере Хичкока и какое направление он задал для современного жанра

Хотя «Психо» Альфреда Хичкока был самым большим хитом в его карьере с его итоговым доходом в 400 миллионов долларов, он не установил рекордов. Для сравнения: «Окно во двор» принесло 472 миллиона долларов. Несмотря на это, «Психо» занимает 2-е место среди фильмов 1960 года и 5-е место среди черно-белых картин.

История «Психо»

«Психо» - это не просто коммерчески успешная картина. Она изменила виды фильмов, которые создавали кинематографисты и актеры, и заставила по-другому взглянуть на язык кино. Не так уж плохо для картины, которую большинство рецензентов называли скучной.

В 1960 году режиссер был редким образчиком личного бренда в кинематографе. Он выпускал сериал «Альфред Хичкок представляет» - сборник коротких историй с элементами ужаса и комедии. Сериал стал очень популярным, а тонкий юмор и сардонические выступления сделали Альфреда знаменитым. В это же время Хичкок работал и над фильмами, снимая по одному каждый год. Среди них было и «Головокружение» - легкое коммерческое разочарование, сегодня признанное шедевром. «Психо» представлял собой последний фильм по контракту с Paramount Pictures, поэтому у Хичкока была свобода рисковать.

Хичкок всегда был настоящим поклонником кинематографа. Особое влияние на него оказали ранние немецкие фильмы, включая «М убийца» Фрица Ланга. Еще одним любимым произведением Альфреда был французский триллер «Дьяволицы», снятый Анри-Жоржем Клузо в 1955 году. Он был осведомлен о французской новой волне, и ее влияние отчасти чувствуется в «Птицах». «Психо» представлял собой серьезный шаг в сторону, особенно для 60-летнего режиссера.

Новый опыт

«Психо» был совсем не похож на обычную постановку Хичкока. В его фильмах всегда присутствовал юмор, однако никогда раньше он не сочетался в таким мрачным и жестоким материалом. Сегодня эту новаторскую смесь потрясения и смеха четче всего можно увидеть в работах Квентина Тарантино. С бюджетом в 800 000 долларов это был самый дешевый фильм за всю его карьеру в Голливуде. Он использовал свою телевизионную команду, а не обычных сотрудников. Также он согласился отказаться от свой зарплаты в пользу 60-процентной доли в прибыли фильма. Именно этот шаг позволил ему получить самую большую зарплату в его карьере.

Поскольку Paramount не видел в этой картине большого потенциала, Альфред имел полную свободу действий в рекламе. Это позволило ему отыграть свой телевизионный образ, собрав рекордное количество просмотров. Длительность его рекламы в кинотеатрах была рекордной - 6 мин 32 сек, много даже по сегодняшним меркам.

Рекламу же в газетах и других канал СМИ Хичкок делать запретил. Это была маркетинговая стратегия, более знакомая по фильмам Уильяма Касла - второстепенного режиссера низкобюджетных фильмов ужасов. Несмотря на средние фильмы, тот был известен своими промоакциями. К примеру, в первом фильме «Дьяволицы» Касл пообещал всем зрителям страховку размеров в 1000 долларов (на тот момент немалая сумма), если они умрут от страха во время просмотра. Хичкок же пообещал, что никто не будет допущен в кинотеатр после начала фильма. И это был не просто трюк, а договорное обязательство, которое выполняли работники.

Прокат

Paramount посоветовал Альфреду быстро заработать на фильме, поэтому стратегия проката также отличалась от обычной. Картину крутили во всех возможных кинотеатрах, в то время как прежде фильмы показывали только в крупных городах. Даты дебютов варьировались от места к месту, но Нью-Йорк всегда возглавлял список. Альфред настоял на этом пункте и для «Психо».

Его запустили 15 июня (в среду, обычный рабочий день) на Бродвее и в Верхнем Ист-Сайде. Но покров тайны сохранялся: никаких интервью, никаких показов в прессе, и даже сами сотрудники не могли увидеть картину полностью до премьеры. Критикам также не делали никакого исключения, поэтому они ждали вместе со всеми в длинных очередях.

Невиданные продажи в обоих кинотеатрах привлекли внимание Paramount. Но по мере того, как фильм шел по стране, похожий сценарий повторялся повсюду. Вот тогда-то студия и стала серьезной. Затем Хичкок отправился в пресс-тур, в котором он разыграл свой забавный образ в качестве телеведущего. Фильм стал популярным и охватил большое количество людей.

Влияние фильма

Все это бесповоротно изменило историю кино. С точки зрения бизнеса это разрушило взгляд на то, как можно работать с массовой аудиторией. Хотя насилие и получило наибольшее внимание публики, полуобнаженная сцена была беспрецедентной. «Психо» также привлек к фильмам Хичкока более молодую аудиторию, что, вероятно, стало основой для последовавшего статуса культового режиссера.

Итоги

«Психо» подтолкнул и других работников кинематографа проделать подобную работу. После этого появились «Бонни и Клайд», «Ребенок Розмари», «Экзорцист». Сдвиг в традиционном повествовании также был чрезвычайно заметным и нашел признание в европейских фильмах от Годара, Антониони и других. "Психо" стал главным фильмом в карьере Альфреда Хичкока, даровав ему признание публики не на одно десятилетие.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какой фильм Альфреда Хичкока ваш любимый?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.