"Знойная женщина, мечта поэта": как Наталья Крачковская переиграла Нонну Мордюкову на пробах на роль мадам Грицацуевой

В этом году исполняется пятьдесят лет со дня выхода на экраны одной из самых любимых в народе комедий. Двухсерийный фильм "12 стульев" был показан в 1971-м. Картина сразу же приобрела бешеную популярность и вышла в безоговорочные лидеры проката: ее посмотрели 39, 3 миллионов человек. Комедия Леонида Гайдая подарила зрителям знакомство с замечательной актрисой, блистательно воплотившей образ "знойной женщины, мечты поэта". Эта роль принесла ей поистине всенародную славу. Известно, что на роль мадам Грицацуевой пробовались настоящие знаменитости. Однако режиссер почти сразу утвердился в выборе.

Открытие режиссера

Нередко Наталью Крачковскую называют открытием режиссера Гайдая. Именно создателю знаменитых комедий удалось раскрыть безграничный творческий потенциал актрисы.

Знаменитая роль досталась Крачковской случайно. Конкуренция была очень серьезной. Поначалу режиссер планировал снимать двух звезд – Галину Волчек или Нонну Мордюкову. Мордюкову худсовет посчитал недостаточно смешной. Поэтому предпочтение было отдано Волчек. Однако в один из дней на съемочной площадке появилась молодая жена звукооператора Крачковского, студентка ВГИКа Наталья. Как только режиссер ее увидел, то сразу воскликнул: «Вот она, "мечта поэта"! Именно такая Грицацуева нам нужна!»

Предложение несказанно обрадовало молодую актрису, однако после того, как она перечитала в романе Ильфа и Петрова описание внешности ее героини, не просто сникла, а затряслась от обиды. Однако режиссер отучил ее от привычки беспокоиться по поводу своей внешности. Он просто спросил молодую актрису, видела ли она себя в зеркале?

Курьезы и испытания

Во время проб не обошлось без курьезов: предложенное ей реквизитное платье 54 размера пришлось разрезать на спине и набросить сверху платок. Девушка повернулась к камере спиной как раз в тот момент, когда платок соскользнул вниз. Съемочная группа покатилась со смеху.

Во время подбора исполнителя на роль Остапа Бендера Наталье пришлось одну и ту же немую сцену сыграть на пробах восемнадцать раз с различными партнерами. В какой-то момент актриса расплакалась, решив отказаться от участия в фильме. Позже оказалось, что режиссер утвердил ее на роль уже на втором дубле. Однако ему хотелось узнать, на что еще способна претендентка.

Съемки картины были сложными: сцена погони «знойной женщины» за ее «сусликом» в редакции газеты снималась в течение двух недель. Все это время актриса вынуждена была бегать по лестницам и все трюки выполнять самостоятельно, дублерши подходящей комплекции не нашлось. Ей пришлось несколько раз лететь вниз головой на крошечный матрас, разложенный на бегущей ленте. Кроме того, сцена в двойных дверях чуть не стоила ей здоровья: вдруг лопнули и посыпались на нее стекла. Режиссер истошно закричал, чтобы она поберегла глаза…

Карьера

Все пережитые мучения оказались не напрасными – роль в картине Гайдая принесла Наталье Крачковской невообразимую популярность.

Ей удалось создать в советском кино совершенно уникальный комедийный типаж, который, с одной стороны, сделал ее необыкновенно востребованной, а с другой - стал неким штампом, довлеющим над ней в течение многих лет и не позволившим раскрыться всем граням ее блестящего таланта. Тем не менее за сорок лет кинокарьеры Крачковская снялась более чем в семидесяти картинах.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Любите ли вы фильмы с участием Крачковской?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.