«Даже у человека равнодушного слова «блокада Ленинграда» вызывают определенные эмоции»: Гуськов о «Седьмой симфонии»

На телеканале "Россия 1" состоялась премьера драматического сериала "Седьмая симфония". Авторы рассказали об эпизоде Великой Отечественной войны, когда в осажденном фашистами Ленинграде была исполнена великая симфония Дмитрия Шостаковича. Главную роль в фильме исполнил Алексей Гуськов, он поделился впечатлениями о работе над образом дирижера Карла Элиасберга.

Подготовка к исполнению роли

Алексей Гуськов при подготовке к роли не только изучил биографию режиссера Карла Элиасберга. Он прочитал массу классической литературы, связанной с темой блокады Ленинграда. Ему пришлось овладеть и азами дирижирования. Когда актер понял, через что прошли дирижер и его оркестр, он был потрясен. Ему захотелось рассказать современному зрителю о тех незабываемых событиях, когда в осажденном городе Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича.

Для жителей Петербурга это и сегодня личная и болезненная тема

Алексей Гуськов родом из Архангельска, и в его семье блокадников не было. Но оба его деда воевали, поэтому в эпизоде из блокадного Ленинграда у каждого россиянина есть что-то личное. «Даже у человека равнодушного слова "блокада Ленинграда" вызывают определенные эмоции», - говорит актер. Питер и сейчас бережно хранит следы пережитого в войну. Тогда фашистские орды хуже средневековых варваров решили уморить голодом окруженный ими город. В 20-м веке такая трагическая судьба выпала лишь Ленинграду.

Актера поразило ответственное отношение к роли коренной петербурженки Лизы Боярской.

Она исполнила роль флейтистки Веры Преображенской. Ей пришлось освоить игру на флейте, и она постоянно репетировала над образом, даже дома.

Долгий путь артиста к роли

Алексей Гуськов рассказал режиссеру Александру Котту историю, которая впоследствии легла в основу сценария фильма "Седьмая симфония". Музыка в последние годы стала частью его профессии. Алексей работал с Большим симфоническим оркестром под управлением Владимира Федосеева, с камерным ансамблем "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета. Во французском фильме "Концерт" и в театре имени Вахтангова им были исполнены роли дирижера симфонического оркестра.

К артисту пришло понимание того, что только оркестр в состоянии из невероятной какофонии звуков создать нечто совершенное, существующее вне языка, вне национальности. Такая музыка проникает непосредственно в душу человека. Исполнение Седьмой симфонии в осажденном городе показало, что город жив, его жители сражаются каждый на своем месте и победить их невозможно. Музыка оказалась сильнее смерти.

У Алексея Гуськова возникла творческая необходимость рассказать историю об исполнении Седьмой симфонии.

Роль музыки в спасении Ленинграда

На исполнение симфонии ленинградцы, изможденные блокадным голодом, надели свои лучшие костюмы и платья. Симфонический оркестр, исполняющий симфонию, давал им уверенность в том, что враг в город не войдет. Если у создателей сериала была задача возбудить интерес к исполнению в августе 1942 года в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Шостаковича, то они решили ее блестяще.

О чем написал Шостакович

Эмоции, заложенные в симфонии, никого не смогут оставить равнодушным. Образы, возникающие при ее прослушивании, помогают лучше понять героическое прошлое нашего народа. Помимо темы "нашествия" люди видят свою мирную жизнь, которую пришли разрушить вражеские орды, у них возникает непоколебимая вера в окончательную победу.

При всей гениальности произведения фильм создан не о нем. Это сериал о людях, исполнивших симфонию. Это сериал и о дирижере Карле Ильиче Элиасберге, собравшем в блокаду музыкантов и возродившем оркестр, что уже было подвигом.

Встреча с семьей Карла Элиасберга

В сериале использованы реальные факты из биографии режиссера. Карл Ильич был наполовину евреем, наполовину немцем. И первоначально в сериале ему дали фамилию Вернер. В фильме сохранился эпизод о том, как сложно было жить в блокадном городе человеку с немецкими корнями.

Общение с родными Карла Ильича дало понимание, что он принадлежит к когорте людей, за которыми прочно утвердилось понятие "питерский интеллигент". Так говорят о Дмитрии Лихачеве, Данииле Гранине. Так сегодня говорят и о Карле Элиасберге.

Творческая группа поняла, что обществу надо вернуть именно это имя, показать современному зрителю, кто совершил этот подвиг. Имя Карла Элиасберга долгое время находившееся в тени гениального Шостаковича, благодаря сериалу будет достойно оценено современным зрителем.

От художественной правды - к художественному вымыслу

Возможно, отдавая дань традициям последних лет или для пущего трагизма сюжета была создана роль второго плана - лейтенанта НКВД Анатолия Серегина. Ее исполнил Алексей Кравченко. Его задача - не только помогать, но и наблюдать за артистом, немецко-еврейское происхождение которого доверия не вызывает.

По сценарию жена Карла Ильича находится в застенках НКВД, и наш герой встречает 1942 год в одиночестве. В реальности супруги встречали 1942 год вместе. Хотя новогоднего настроения у них не было. В начале декабря жена Элиасберга Надежда Бортникова писала композитору Владимиру Крюкову, что их домработница ушла. Вместе с ней исчезли и деньги, и ценности, на которые можно было выменять продукты. Сам режиссер вспоминал, что до середины января он с женой жил в Радиокомитете. Председатель Радиокомитета Виктор Ходоренко достал им две путевки в "Асторию". Гостиницу превратили тогда в стационар для дистрофиков. То есть забота по мере возможностей была, а застенков НКВД не было.

Музей, в котором находится экспозиция, посвященная Карлу Элиасбергу, расположен в средней школе № 235 Петербурга имени Д. Д. Шостаковича. Он создан учителями и школьниками, там собрано более 20 тысяч документов блокадного искусства. О творческой жизни в блокаду здесь расскажут наиболее подробно. Эту память не назначали власти, не спускали указания сверху. Это истинно народная память, посвященная человеку и его оркестру.

Образ дирижера, представленный на экране

При создании образа Карла Элиасберга Алексей Гуськов стремился прежде всего передать эмоциональную правду. Имитация поведения, жестов героя не была его основной задачей. По его мнению, совсем необязательно стремиться к полному внешнему совпадению с героем. Важнее, чтобы современный зритель поверил в личность, которую видит на экране, понял ее мотивацию, стал эмоционально сопереживать ей. В то же время Алексей стремился добиться максимальной убедительности. Он не только просмотрел и прочел всю информацию о дирижере, но даже к съемкам сериала сбросил 14 кг.

В сериале дирижер Элиасберг разыскивает музыкантов в воинских частях вместе с лейтенантом Серегиным. Причем энкавэдэшник заявляет, что соберет оркестр с дирижером или без него.

В реальности в то время дирижеров уровня Элиасберга в городе не осталось, да и ездил Карл Ильич по воинским частям на обычном велосипеде. При себе он имел приказ начальника политуправления Ленинградского фронта генерала Дмитрия Холостова.

В сериале много сцен с курением. Лейтенант Серегин предлагает режиссеру папиросы "Наша марка", которые производили в то время в Ростове-на-Дону, и вряд ли они могли быть у простого лейтенанта. По воспоминаниям очевидцев, табак, как и многое другое, был в осажденном городе в дефиците, курили в основном самокрутки, а прикуривали от увеличительных стекол. Спички ведь тоже были дефицитом.

В фильме есть и домыслы, и талантливо отредактированная реальность. В результате история показана не такой, какая она была, а такой, какая она могла быть по представлению создателей сериала.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы поверили героям сериала "Седьмая симфония"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.