В России в кино впервые покажут актуальный как никогда фильм Триера "Эпидемия"

В связи с пандемией 2020 года фильмы, в сюжетную линию которых включена борьба с высокопатогенным заболеванием стали актуальны, как никогда. Не только новые проекты но и, казалось бы, давно забытые картины получили "вторую жизнь". Не стала исключением "Эпидемия" Ларса фон Триера, который уже известен российскому зрителю, как режиссер эпатажный, имеющий свое видение буквально каждой ситуации.

Часть трилогии

"Эпидемия" была снята в 1987 году и не получила особой популярности. Артхаус малоизвестного на тот момент датского режиссера увидел только узкий круг ценителей, а вниманием широкой общественности он был обойден. Премьера в России состоялась в 2020 году.

В своей картине Триер стремился показать увядающую Европу, очередной этап падения Старого Света, охваченного многочисленными пороками. Предшествующая "Эпидемии" лента "Элемент преступления" напрямую демонстрирует упадок Европы, ее грязь и нищету, на фоне которых происходит загадочное убийство.

Последовавшая за "Эпидемией" "Европа" показывает попытку восстановить Старый Свет пришельцами из Нового. Однако воротилы Старого Света препятствуют этому процессу, пытаясь всячески подавить любые попытки трансформации.

Два уровня нарратива

"Эпидемия", как центральная картина трилогии, включает в себя сразу два жанра - псевдодокументальный и художественный. Сюжетная линия основана на том, что Ларс фон Триер и его сорежиссер попадают в весьма сложную ситуацию. Компьютерный вирус уничтожил сценарий фильма, над которым они трудились два года. Название у фильма весьма эксцентричное - "Полицейский и шлюха".

Удивительно, но ни один из сценаристов не может вспомнить о чем он был. Дедлайн уже через пять дней, и товарищи по несчастью ударными темпами пишут новый сценарий под названием "Эпидемия". Его героем стал врач, который хочет спасти мир от загадочной эпидемии чумы, стремящейся уничтожить человечество.

Кадры попыток написания сценария переплетаются с сюжетной линией событий, в нем происходящих. Эпидемия захватывает не только мир воображаемого далекого будущего, но и умы самих сценаристов, которые все глубже погружаются в проблему.

На первые позиции выходит врач альтруист - Месмер. Его имя ассоциируется не только с будущим киногероем, но и зарождением гипноза, который в итоге становится важной частью процесса, в конечном итоге способствуя тому, что одна из героинь мысленно погружается в тот самый страшный мир, охваченный чумой.

Философия сюжета

"Эпидемия" Триера в корне отличается от привычных фильмов, сюжет которых основан на истории пандемии. В нем нет типичного борца за спасение, нет ужасающих картин гибели миллионов и сопутствующих этому процессу кадров мародерства, убийств, страданий. Весь процесс вертится вокруг молодого врача Месмера, который жаждет помогать людям, погибающим от чумы. На фоне его порывов Ларс, Нильс и их друзья рассуждают о том, как и почему могут развиваться те или иные события, ищут аналогии в истории.

В сюжете их картины герой подвергается порицанию со стороны коллег, вопреки их рекомендациям идет "на передовую", выслушивает рассуждения о том, каким же будет новый мир.

Рассуждения эти весьма занимательны и напоминают период "дележа" Старого Света ушедшими в прошлое политиками. Должности управленческой структуры делят между собой врачи, как некогда их делили лидеры фашизма. Судьба людей их не интересует, как и причинно-следственные связи возникновения и развития страшного заболевания. Итог закономерен и суров - смерть всех и вся.

Благими намерениями

Весьма интересным становится поворот, в котором Ларс и Нильс переворачивают картину с ног на голову. Вольный герой вдруг становится невольным злодеем. В противовес привычному канону, где добродей-медик спасает мир, отыскав лекарство или вакцину от страшного недуга, Месмер несет только смерть, сам того не подозревая. Поиск истока приводит героя к тому, что он понимает страшную суть своего действия - именно он разносит чуму. Он болен, и это не изменить.

Финал остается открытым на фоне обсуждений возможностей завершения сценария, который присутствующий критик оценивает весьма невысоко и даже использует пару фраз, которые характеризуют его, как "словесный мусор".

Трагичность бесполезности работы перетекает в ощущения героини, которую присутствующий специалист по гипнозу решает погрузить в тот самый умирающий сценарный мир. Героиня в шоке, как в шоке и зритель от бессмысленности происходящего на экране.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы смотрели фильм Ларса фон Триера "Эпидемия"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.