Шестьдесят лет назад на экраны вышел фильм «Человек-амфибия», визитной карточкой которого стала песенка о морском дьяволе. Композиция настолько полюбилась зрителям, что не утратила своей актуальности даже через десятилетия, а ее название («Эй, моряк, ты слишком долго плавал!») и вовсе стало нарицательным. Вот только от популярности песни ее исполнительница не получила ничего и так и не стала известна широкой аудитории.
Фильм-сенсация
На роман Александра Беляева «Человек-амфибия», который был написан писателем в 1927 году, покушался даже Голливуд. Однако сложность экранизации заключалась в подводных съемках, поэтому у американцев так «и не дошли руки» до реализации идеи. А вот советским кинематографистам удалось справиться с этой задачей, что стало настоящей сенсацией в мировом кино.
Песенка о морском дьяволе была создана специально для фильма и умышленно на западный манер, поскольку по сюжету она должна была звучать в киноленте в эпизоде в иностранном кафе. Стихи написал Соломон Фогельсон, а музыку — Андрей Петров.
Два требования
В шестидесятые годы, когда создавался фильм, существовала строгая комиссия по цензуре. Так вот песенка «Эй, моряк!» вызвала у проверяющих очень много вопросов и в некоторых моментах совершенно не удовлетворила. Например, цензоров смущала строчка «нам бы всем на дно». Больших усилий стоило создателям киноленты «отвоевать» и саму композицию, и эпизод, где она звучит в фильме.
Проверяющие согласились оставить песню на двух условиях. Во-первых, в кадре не должна была появляться исполнительница, дабы кинолента не поспособствовала популяризации артистки в Советском Союзе.
Во-вторых, из сцены, где звучит хит, вырезали последний куплет. И не потому, что слова не понравились, а потому, что актриса по сценарию снимала с себя вещи во время выступления. Цензоры посчитали такое поведение неуместным и вызывающим.
Вот, что в окончательном варианте увидели и услышали зрители:
Подходящая кандидатура
Моментально песенка о морском дьяволе стала ассоциироваться с эффектной брюнеткой, исполняющей композицию в фильме в образе певицы кабаре. На самом же деле голос вовсе не ее. Это не певица и даже не актриса, а манекенщица Нина Большакова. Ее взяли в эпизод исключительно из-за эффектной внешности.
А вот легендарную песню, которую смело можно назвать саундтреком к фильму «Человек-амфибия», спела Нонна Суханова.
Ее выбрал сам композитор Петров: он настаивал на том, что на эстраде нет ни единой артистки, которая могла бы так гениально исполнить данную композицию.
Девять попыток
Записывали трек в очень экстремальных условиях, а именно в большом ангаре. Локация была выбрана неспроста, а из-за акустики. Создавалось такое впечатление, будто голос доносится из бочки. За двадцать минут Нонна девять раз исполнила песню, и в итоге в фильм попал последний вариант, где у артистки слышится хрипотца.
За свое пение Суханова получила девять рублей. И больше никаких бонусов с киноленты и своего исполнения не получила. По нынешним временам, будь у нее авторские права, то она могла бы сколотить многомиллионное состояние. Любопытно, что самой Нонне песня «Эй, моряк!» совсем не понравилась: она посчитала ее легкомысленной и глуповатой.
Уникальная певица
Почему же Суханову так упорно прятали от широкой аудитории и почему ее имя не было известно советским гражданам? На то были очень веские причины, ведь Нонна была единственной артисткой в СССР, кто пел джаз, да еще и на языке оригинала. В те времена данное музыкальное направление было запрещенным. Власти упорно препятствовали популяризации пропаганды западных трендов на советской земле, поэтому Суханова если и исполняла где-то джаз, то только с разрешения спецслужб и под их пристальным надзором.
Суханова родилась в 1934 году в Ленинграде, окончила музыкальную школу, получила высшее образование по специальности «английская филология и перевод» - отсюда и отличное знание иностранного языка, которое позволило певице петь песни на языке оригинала. Представьте: и это при том, что Нонна не была за границей и университет окончила в родном Ленинграде!
Из артистки в преподавателя английского
После получения диплома она стала работать в «Ленконцерте», выступала в составе джазового оркестра. В конце пятидесятых годов ее называли второй Эллой Фитцджеральд. В узких кругах меломанов Суханову считали гениальной певицей, однако строгий советский режим не позволил ей стать звездой. Перед ее выступлениями конферансье обязательно подчеркивал тот факт, что это страна дала Нонне прекрасное образование, поэтому теперь она обязана оправдать затраченные на нее ресурсы, средства. Кстати, артистка также исполняла рок-композиции.
После окончания музыкальной карьеры певица стала преподавать английский язык, зарабатывала на жизнь репетиторством. О ней вспомнили в начале нулевых, стали приглашать на интервью.
Артистка скончалась в 2014 году в возрасте восьмидесяти лет.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание