“Очень вдохновляют картины с человеческими историями”: создатели фильма “Нюрнберг” о подготовке, съемках и важности сюжета

Нюрнбергский процесс стал одной из важных страниц в истории человечества. Однако долгое время никто из киношников не брался освещать этот эпизод. Только режиссер Николай Лебедев рискнул и снял фильм о Международном военном трибунале, где СССР доказал преступления фашистов.

Кинолента только недавно вышла в прокат, но уже стала настоящим хитовым блокбастером. Создатели рассказали том, как проходили съемки и какие цели они ставили перед собой.

О том, как возникла идея снять кино о Нюрнбергском процессе

Автор картины — известный режиссер Николай Лебедев. Он выступил не только в качестве режиссера, но еще и сценариста. Лебедев рассказал, что предложение снять фильм о Международном военном трибунале получил еще несколько лет назад. Тогда он занимался съемками киноленты «Экипаж». Лебедев на тот момент подумал, что не сможет осветить эту глубокую важную тему, что ему нечего сказать зрителю. Однако идея все же прочно осела в голове. Режиссер стал размышлять над тем, как бы он мог снять такое историческое кино, и постепенно приступил к написанию сценария.

О задаче, которую ставил перед собой

Лебедев понимал, что если будет снимать кино по типу документального, показывая весь Нюрнбергский процесс, то зритель заскучает через 5-10 минут. Он захотел сделать динамичный и увлекательный фильм и в то же время дающий пищу для ума.

Лебедев решил рассмотреть этот эпизод с другой стороны: понять, что заставило тех людей (врагов и преступников), поступить так жестоко. Также проиллюстрировать, как здоровые силы человечества объединились вместе для того, чтобы остановить это вселенское зло. По словам Лебедева, он не устраивал самоцензуру, а старался быть максимально объективным и беспристрастным.

Об источниках вдохновения

Лебедев признается, что его вдохновляют картины с человеческими историями. Не просто военные хроники, а фильмы с живыми героями, простыми людьми, которые волей судьбы оказались в определенных обстоятельствах. По словам режиссера, такие фильмы, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Звезда», - это кино не о войне, но о жизни людей, о человеческих судьбах. Этими картинами он вдохновлялся.

Меньше всего Лебедеву хотелось показать собирательный образ эдакого героя того времени. Он ставил себе за цель показать внутреннюю трансформацию персонажа под влиянием новых реалий и в то же время подчеркнуть, что это живой человек: он не идеальный, у него есть свои недостатки.

В итоге получилось не сухое историческое кино, а фильм в жанре приключений, триллера и детектива. Здесь как можно меньше политики, а больше простых человеческих взаимоотношений. Есть и любовная линия для того, чтобы зрителям было интересно наблюдать за происходящим.

О концепции

Таким образом Лебедев продумал концепцию кино. Он показал жизнь и судьбу главного героя на фоне проведения Международного военного трибунала. Это было сделано для того, чтобы зритель как бы глазами персонажа стал свидетелем происходящих в то время событий. Боль главного героя так или иначе отражалась на том процессе.

Лебедев взял за основу концепцию отображения изменения сознания человека, когда он терпит лишения из-за войны и ему приходится находить новый смысл жизни, восстанавливаться после потрясений. Кино также заставляет задуматься над тем, как сохранить человечность в реалиях жестокого мира и «разгула зла».

О подборе актеров

Лебедев признается, что не хотел брать на главную роль очень известного широкой аудитории героя. Это могло испортить впечатление зрителей о фильме. Выбор режиссера пал на театрального актера Сергея Кемпо, с которым ранее ему доводилось сотрудничать. Для Кемпо роль в «Нюрнберге» стала первой главной ролью в кино в его творческой биографии.

Роль прокурора от СССР Руденко досталась Сергею Безрукову. По словам Лебедев, он сразу понял, что именно Безруков сможет выдать нужную эмоцию. Они умышленно решили не копировать внешность Руденко, чтобы не опуститься до нелепой пародии. Это был первый раз, когда Безруков снялся у Лебедева. Режиссер признается, что давно хотел посотрудничать с Безруковым, но не было возможности.

А вот с Евгением Мироновым они неоднократно работали вместе. Например, еще на заре карьеры Миронов снялся у Лебедева в фильме «Змеиный источник». В «Нюрнберге» он сыграл собирательный образ секретного агента. По словам режиссера, Миронов согласился на роль сразу, даже не прочитав сценарий.

Лебедев подчеркивает, что у него не было умышленного желания задействовать в своем проекте сразу двух звезд большой величины. Это получилось непреднамеренно.

О внезапных трудностях

В 2019 году Лебедев вплотную занялся над разработкой сценария картины. Весной 2020 года планировалось приступить к съемкам. Но тут неожиданно грянула пандемия. За двое суток до первого съемочного дня ввели "ковидные" ограничения. Съемки были заморожены на неопределенный период времени.

Режиссер огорчился этому обстоятельству, но потом понял, что эта отсрочка была к лучшему. За время локдауна Лебедев перечитал сценарий и нашел в нем «дыры», которые нужно было залатать. Он переписал сценарий и вернул на главную женскую роль актрису Любовь Аксенову. Во время первых проб режиссер подумал, что Аксенова не подходит, и лишь в процессе повторного изучения сценария осознал, что кандидатура этой актрисы является идеальной.

О съемках

Деревня в Калужской области, Калининград, павильоны киностудии «Мосфильм», города в Чехии — локации, где снимали фильм «Нюрнберг». Лебедев признался, что некоторые сцены снимались в подземных тоннелях Кремля в Москве. Правда, им пришлось похлопотать, дабы получить соответствующее разрешение на съемки в такой необычной локации. В процессе работы киношники даже запустили в подземные тоннели настоящих крыс. Естественно, на время.

Некоторые сцены приходилось снимать на натуре. Например, на довольно оживленном шоссе в Калининграде. Лебедев признается, что в этом городе оказались очень послушные и доброжелательные местные жители. Они совершенно не мешали киношникам, не портили дубли, не кричали и т. д. Жители Калининграда молча стояли на мосту и наблюдали с любопытством за съемочным процессом.

Так бывает не во всех городах. Лебедев признался, что тяжелее всего снимать на оживленных улицах в Москве. Есть люди, которые недолюбливают киношников и решительно отказываются выходить из кадра, чтобы не мешать.

Режиссер рассказал, что много сложностей возникло с приобретением раритетного авто. Машина, на которой перемещался Паульс, была куплена в Чехии и перевезена в Россию. Киношники старались как можно бережнее обращаться с таким уникальным авто.

О пользе фильма «Нюрнберг»

Лебедев признается, что даже в разговоре со своими студентами с сожалением констатирует, что молодежь не знает истории своей страны досконально. Многие молодые люди даже не слышали о Нюрнбергском процессе и не осведомлены о его важности.

Режиссер надеется, что кино «Нюрнберг» возбудит у молодежи интерес к истории, стимулирует их к самообразованию. По мнению Лебедева, это очень важно для формирования личности человека в целом. Он убежден в том, что знания литературы и истории оказывают непосредственное влияние на внутренний мир человека. Как автор «Нюрнберга» он будет рад, если после просмотра фильма у того или иного зрителя возникнет желание лишний раз открыть учебник и почитать более детально о Международном военном трибунале.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы уже посмотрели фильм "Нюрнберг"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.