“Создали не просто обычную жанровую историю”: Борис Хлебников и Наталия Мещанинова о совместном творчестве и новом фильме “Снегирь”

Фильм о загадочной русской душе вышел на большие экраны 8 июня 2023 года. Это рассказ о способности наших соотечественников на подвиг, правда, по мнению режиссера Бориса Хлебникова, он рассматривает подвиг как побег от бессмысленности жизни. Мужская драма, превратившаяся в мрачный триллер, – экранизация книги Георгия Владимова «Три минуты молчания».

Некоммерческое кино

Сценарий фильма был написан Хлебниковым вместе с Наталией Мещаниновой и в процессе работы сюжет книги был полностью изменен, но основная мысль сохранилась. Борис Игоревич уверяет, что ему пришлось так поступить, чтобы показать всему миру загадочность русской души. И «Снегирь» стал отличным способом про это поговорить.

Он рассказал, что на съемки было потрачено 300 миллионов рублей, которые вложил на свой страх и риск Сергей Сельянов – вице-президент гильдии продюсеров России и кинорежиссер.

Хлебников подчеркивает, что кино получилось некоммерческим, но команда знала, на что шла. «Создали не просто обычную жанровую историю», – говорит он. И добавляет, что самым важным для него было показать достоверную историю о людях на корабле.

Мещанинова считает, что сценарий картины удался только благодаря ее упрямству, потому что режиссер не был доволен тем, что получилось. Если бы она сошла с дистанции, то и не было бы этой работы.

Фильм про людей

Хлебников говорит, что вместе с Мещаниновой он написал жанровую историю, в которой есть приключения и драма. Но при всем этом он опирался на крутую книгу, оставив ее главную идею. Это фильм не про катастрофу, а про людей.

Съемочная команда даже не хотела использовать компьютерную графику, чтобы не уводить внимание зрителей от жизненной истории. В книге Владимова есть очень важные мысли, и команде хотелось перенести их на большой экран.

Неслучайно в картине нет главных героев, все люди на судне – это персонажи, без которых драма не получилась бы.

Люди во всем своем несовершенстве

Новый фильм – история про рыбаков, которые зарабатывают деньги очень тяжелым трудом. Да, они получают очень прилично, но в сложных условиях невозможна никакая осмысленная жизнь. Речь не идет ни про семью, ни про дружбу, ни про исполнение желаний.

По словам Хлебникова, рыбаки с судна с нежным названием «Снегирь» ему симпатичны, потому они понятны, и он всю жизнь прожил именно с такими людьми. Режиссер любит их в своем несовершенстве, и понимая, что они творят страшные вещи, все равно симпатизирует им. По его мнению, это типы национального характера, и от этого никуда не денешься.

Конфликт поколений

Помимо рассказа о загадочной русской душе, Хлебников повествует о конфликте поколений, который для него остался неразрешимым. Ему кажется, что первый шаг должны делать взрослые, умеющие только поучать. На самом деле они не способны понять и уважать своих детей.

Чужаки на судне

Наталья Мещанинова говорит, что «Снегирь», – это поколенческая драма, съемки которой шли 3 года. Мужчины разного возраста попадают в шторм на рыболовецком траулере.

Среди них как взрослые и опытные рыбаки, так и практиканты из мореходного училища, пытающиеся стать своими. Но для всех парни воспринимаются как обуза. Для рыбаков они чужаки, у которых иные ценности и взгляды. И за это старшие гнобят младших, которые видят от взрослых только издевательства.

Трагедия и драма

Во всей рутине тяжелого зарабатывания денег нет места самоанализу и романтике. И даже состраданию. После смерти по халатности практиканта никто не думает об ответственности и жалости. Но затем команда совершает настоящий подвиг, когда спасает тонущих людей с чужого судна. Рыбаки словно оправдываются за ту самую смерть, «замазывая коллективную вину». И они опять чувствуют себя хорошими людьми.

Фильм-катастрофа превращается в драму и трагедию. По сути, это почти документальное кино, показывающее современных людей, лживых, лицемерных и не меняющихся после самых страшных событий. Судно опять отправится в море, рыбаки вновь будут пить и рисковать своей жизнью, не вспоминая Бога.

Это не просто кино, а правдивый репортаж, только с участием профессиональных актеров. Хлебников рассказывает тихую правду жизни, оставляющую после себя ощущение безнадежности: из трагедии никто не вынес уроков.

Уникальный павильон, где снимался шторм

Говоря о съемках шторма, Хлебников сказал, что давно хотел показать его разрушительную силу. Был построен специальный павильон, аналогов которому в России нет. Его разработкой занимались инженеры и гидравлики больше года.

Все кино снято ручной камерой, без штатива, но так снять шторм было нельзя, поэтому пришлось добавить немного компьютерной графики. А весь шторм снимался в павильоне, где работали специальные водосбросы и ветродуи, которые создали удивительную атмосферу ужаса и природного великолепия.

Командная работа

Дополнительные натурные съемки происходили в Баренцевом море. Было сложно уговорить моряков дать корабль на 10 дней, но все-таки режиссеру это удалось. Правда, это был не рыболовецкий траулер, а обычное судно, но выбирать уже не приходилось.

Мещанинова считает, что «Снегирь» – заслуга огромной команды, которая несколько лет трудилась над фильмом.

Роль для сына

Режиссер сразу увидел своего сына в роли практиканта Никиты, ставшего жертвой несчастного случая. Макар Хлебников прекрасно сыграл человека, которого никто не воспринимает как своего. Для студента мореходки первое плавание стало последним. Он «лишний» человек на корабле, которого поддерживает только боцман в исполнении Александра Робака.

Шторм как чистилище

Хлебников и Мещанинова очень серьезно отнеслись к съемкам. Они отправили в плавание своих ассистентов, чтобы те запоминали атмосферу и особенности поведения рыбаков. В итоге получилась реалистичная картина, в которой совершенный подвиг не делает плохих людей хорошими, но их личный стыд на время заглушается.

По словам режиссера, шторм, в который попадают рыбаки, – некое чистилище, а подвиг – проверка на человечность. Есть шансы на духовное спасение, но ими, увы, никто не воспользуется.

В финале второй практикант сходит с корабля, понимая, что никогда не забудет то, что произошло. А капитан смотрит на него, докуривает и уходит. Режиссер намекает, что этот рейс никого не изменил: рыбаки равнодушны к смерти Никиты, и зрителям не стоит чувствовать облегчение от того, что они спасли людей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы уже познакомились с фильмом "Снегирь"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.