В прокате идет семейная драма “Вера” о сложностях в отношениях поколений и разных взглядах на жизнь внутри одной семьи. Картина является отсылкой к советскому фильму “Вам и не снилось” 1980 года, снятому, в свою очередь, по роману Галины Щербаковой. Авторы уверяют, что не стоит искать сравнения с оригиналом и считать новый фильм ремейком. Фильм “Вера”, актеры которого прекрасно справились с накалом драматизма, стало исключительно авторским прочтением истории с прицелом не на первую любовь подростков, а на мать главного героя, которая этой любви хочет помешать.
Съемки картины прошли в 2022 году, а ее премьера приурочена к двум важным датам – 45-летию со дня издания литературного источника Галины Щербаковой и 115-летию со дня рождения режиссера. “Вам и не снилось” стал одной из самых значимых работ Ильи Фрэза, хотя в послужном списке советского постановщика есть и не менее известные проекты, например, “Приключения желтого чемоданчика” и “Карантин”. “Вам и не снилось” критики называли нежным кино о первой любви, но сравнения с “Верой” избежать не удастся – слишком велика культурная значимость истории.
Любовь и другие препятствия
Картина названа в честь главной героини. Виктория Толстоганова играет уважаемую научную сотрудницу и обычную мать, жизнь которой посвящена своей семье. Свободное время женщина проводит с мужем-нытиком Костей (Алексей Розин), который страдает от больных суставов, но внешне кажется вполне здоровым. Взрослеющий сын Рома переживает первую любовь. В его избраннице Юле неожиданно ставшая строгой матерью главная героиня видит потенциальную опасность.
Виной всему мать девочки Люда (Ольга Сутулова) – бывшая возлюбленная Кости, которая оказывается соседкой по дому. Встреча с Людой произвела на больного супруга такое впечатление, что он на глазах буквально ожил. Вера не в силах достучаться до мужа и переносит центр своего внимания на сына – ей кажется, что она еще успеет его спасти от надвигающейся беды. А потому нужно срочно действовать, чтобы разлучить молодых.
Обыкновенная мать?
Драма “Вера” (2024) – история советской женщины, которая, во-первых, на поверку оказывается очень ревнивой, что начинает додумывать то, чего на самом деле нет. Хочется искренне ее понять, ведь она действует в интересах семьи. Во-вторых, на героиню можно попытаться взглянуть глазами беспокойной матери, которая через призму своих серых дней пытается спасти всех вокруг. Сопереживать ей или нет – дело каждого зрителя. Виктория Толстоганова создала на экране многогранный противоречивый образ, оставляя зрителям право выбора.
Одиночество женской доли
В оригинальной картине подобная героиня была смещена на второй план, в фильме “Вера” мать полностью забирает фокус внимания. Очень быстро открываются ее внутренние переживания. Женщина живет потому, что нужно жить, пытаясь сосредоточиться на семье и ее порой надуманных проблемах. Вера не чувствует своей ценности – возможно, из-за повзрослевшего сына и ноющего мужа, которому не до нее.
Авторы подчеркивают ее обыденность занимаемой ею профессией – аккуратно, чтобы не оскорбить тех, кто действительно изучает рыб Ледовитого океана. Вера действует с осознанием своей посредственности, а единственно важным делом, которое возлагается на нее как на женщину, остается поддержание семейного очага. Героиня излишне печется об образе идеальной семьи, о которой никто не смеет думать ничего плохого, что делает ее жизнь осмысленной.
Казнить нельзя, помиловать
Обнажая женскую душу, фильм “Вера” не несет цели назвать героиню противницей зарождающихся чувств подростков. Сюжет достаточно объясняет мотивы ее поведения, а сама она за счет необходимых сюжетных деталей воспринимается несчастной женщиной. Нет, она не лишенная понимания грубая тетка, а просто напуганная мать, почему-то решившая спасать сына. В ее метаниях и отчаянных усилиях достичь желаемого отчетливо проступает финал этой истории: одинокая женщина, не достигшая своей цели.
Драматизм и всю многогранность персонажей отлично представили актеры фильма “Вера”, в частности – Виктория Толстоганова. Она сумела перенести на свою героиню весь эмоциональный центр повествования: вдумчивая, глубокая, со своими нюансами трагическая личность, любящая пострадать и открытая к новым впечатлениям. Вера представлена образцовой женщиной: ей приятны как командировки, так и возвращения домой, дома у нее чистота и порядок.
Она действительно заботится об очаге, и не верить этому у зрителя нет причин. Образец стойкости, героиня не сгибается под натиском проблем, последние она готова взвалить на свои плечи, мужу простить слабости, а с сыном – предметом особой гордости – вести себя по-взрослому.
Материнские слабости
Экранную драму Толстоганова сделала по-настоящему зрелищной: актриса отлично проигрывает палитру чувств, от ревности и намерения оказать воздействие на своих домашних, до неумения выплеснуть накопившуюся боль и принять выбор сына. Внутреннее одиночество Веры толкает ее на низкие поступки, что в очередной раз вызывает к героине жалость и сочувствие. Ее жизнь была посвящена семье и работе, теперь все это исчезает в одно мгновение, на душе снова остается пустота. Мать лишь раз дает “слабину”, когда в порыве отчаяния говорит учительнице сына, что “таких, как Юлька” у него еще будет много. Но действительно ли любящая мать может искренне желать такого сыну, который уже нашел свою единственную?
Отцы и дети
Сын Рома (Тимофей Тимков) платит тем же: уважает взрослых, начитанный и умный, он не создает проблем ни для кого. Свою мать ценит и не перечит, но все же пытается дать отпор ее гиперопеке. Он действительно адекватный и самостоятельный молодой человек, свободный в чувствах. Если отец большей частью не участвует в его жизни, то властные мать и бабушка (Ольга Лапшина) разрабатывают целую операцию, направленную против его чувств к девушке. Достаточно поближе узнать бабушку, чтобы понять, в кого пошла такая мать.
Содержание и форма
Посвящая основное экранное время главной героине, создатели осознанно урезают сюжетные линии с другими персонажами, чтобы, вероятно, картина не превратилась в монотонное мучение для зрителя. Например, не до конца прорисована фигура учительницы литературы (Евгения Громова), которая переживает за своего ученика и потенциально может повлиять на Веру.
Зарождение чувств Ромы и Юли почти не показано, впервые столкнувшимся с нежным чувством подросткам не хватает игривых взглядов, объятий, мы видим роман в расцвете, с чувственными любовными сценами. Определенные вещи изначально вводятся как данные, которым остается только верить, а длинные диалоги с рассуждениями, в отличие от оригинала, в фильме “Вера” адаптированы в более коротком, но понятном формате.
Общая атмосфера повествования выдержана в стиле 70-х. Советский быт и детали жизни того времени стилизованы под эпоху, но в них нет огонька жизни. Помещения наполнены визуальной пустотой, зимние сцены создают холодный вакуум, в котором героям приходится жить. Авторы включили композиции Алексея Рыбникова, но получился обратный эффект: вместо душевности ничего, кроме сравнения с оригинальной экранизацией, не приходит.
Классика лучше?
К жизни в Советском Союзе можно относиться по-разному. Кто-то вспоминает душевность, другие говорят о постоянных бытовых неудобствах и режиме дефицита, что оказывало свое влияние на достоинство человека и занимаемое в обществе место. К финалу фильма “Вера” можно уверенно сказать, что отправной точкой событий, произошедших с героиней, стали среда и окружение.
Создавая современную адаптацию, авторы хотели уместить две сюжетные линии – отношения подростков и страдания “отвергнутой” матери, но в итоге получилось нагромождение. Авторы предприняли хорошую попытку осовременивания советской классики, но свежий взгляд на историю не выдерживает сравнения с более душевным и человечным оригиналом.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание