В прокате появилось долгожданное “Огниво” – еще один фильм, продолжающий тренд на киносказки. Производством картины занималась та же команда, которая работала над другими яркими проектами жанра – “По щучьему велению” и “Коньком-Горбунком”. Режиссер - Александр Войтинский. В основе сюжета - литературный оригинал Ханса Кристиана Андерсена. “Огниво” получилось зрелищным: здесь и чудо-птица, и царство гномов, и механическая лошадь.
Урок для совести
А еще невероятной красоты расписные дворцы и несметные богатства, которыми нужно завлекать зрителя. После проказ Лиходея (Виталий Хаев) местная царица Настасья (Ирина Старшенбаум) потеряла память, царя он (Алексей Фадеев) сгубил, а главную наследницу Дарью (Антонина Бойко) заточил в огниво. Вот и остается королевство без управления, пока его не спасет пройдоха Ваня (Роман Евдокимов), которому ума не занимать. Он только-только сбежал из тюрьмы и готов вернуться к любимым занятиям – обману простых людей и мелким кражам. В поисках легкой наживы он натыкается на огниво, освобождает Дашу и обещает помочь свергнуть Лиходея и снять чары с матери. На этом непростом пути его ждут новые приключения и незабываемые впечатления, но намного важнее духовный урок – герой понимает истинную ценность жизни и обретает совесть.
Первые зрительские отзывы об “Огниве”
Какой можно ожидать киносказку? Конечно, с яркими красками, невообразимыми нарядами, визуальными эффектами и звездами первой величины в придачу. Но главное, неиссякаемая фантазия художников делает фильм поистине достойным для показа на большом экране.
Но даже у самых дорогих проектов найдутся свои недостатки. Зрители делятся, что основная беда сказки “Огниво” (2024) – смешение всевозможного в виде людей, животных, чародейских книг, новгородских деревень, дураков и принцесс. Литературный оригинал включает множество жутких сцен и с трудом растянется на 110 минут. Поэтому создатели пошли по пути «Старой, старой сказки». От оригинала осталось только огниво. Все остальное — собственные изобретения и заимствования, например из славянской мифологии.
Так, во время долгого путешествия главный герой встречает живущих в глубинах шахт существ, прозванных гмурами, чудо-птиц, у которых приходится просить самописное перо, а также механическую лошадь, являющуюся, пожалуй, самым необычным персонажем: у нее, как у машины, есть дальний свет, управление производится через голосового помощника, а ездит она исключительно за плату.
Явно второстепенным и лишенным предыстории персонажем выступает французский путешественник Жан (Ян Цапник), несущий ценность для сюжета тогда, когда требуется перелететь на воздушном шаре с одного места на другое. И наконец, при просмотре “Огнива” не стоит ждать вышколенных эпизодов и диалогов: с самого начала будет отсутствовать логика, сюжетные ходы покажутся бессмысленными, а герои больше доверяют обстоятельствам, чем себе.
Прототипы и референсы
Фильм-сказка “Огниво” сделал главным героем простоватого, но умного Ваню, чьи моральные ориентиры оставляют желать лучшего. В начале он предстает практически антагонистом, но очаровательным и харизматичным, а в конце меняет свое мировосприятие. Ему во многом хорошо с собой: неудачник, картежник, он вполне доволен жизнью, и с первых эпизодов логично предположить, что именно такой персонаж должен пережить трансформацию и спасти королевство. Даже встреча с Дашей, просящей о помощи, не задевает струны души. Ваня помогает не из-за жалости, а с целью нажиться. Вышеназванная трансформация проходит небыстро, но она обязательно случится по всем законам жанра. Сам герой схож с Джеком Воробьем оригинальной походкой, обожанием язвить и пускаться в бега в сложных обстоятельствах.
Сказ о мужике
Приключения Вани и других примкнувших к нему героев проходят под звучные мелодии из советских фильмов – видимо, так создатели хотели заставить взрослую аудиторию поностальгировать, и можно предположить, что взрослые зрители оценят задумку по достоинству. В какой-то момент главный герой намеревается сбросить груз ответственности и оставить Дашу со своими проблемами, но все переворачивается с ног на голову: в опасной сцене, угрожающей жизни Ивану, смелая героиня подставляет себя под удар. Это основная метаморфоза, заставляющая героя переосмыслить ценности, и обязательная составляющая любой сказки.
Сказка “Огниво” (2024) – история не про очередную принцессу, которую нужно спасти от злодея, а про мужика, который впервые в жизни принимает верное решение. Одна-единственная сцена – сцена его спасения – заставляет его узнать о таких понятиях, как честь и дружба.
Симметричность повествования
Нельзя не отметить авторскую проработку в создании параллельных образов. В фильме “Огниво” зритель встречает щедрого царя и противостоящего ему узурпатора, заклинания из книги, которые могут подарить легкую жизнь и забрать жизнь в обмен на спасение другой, птиц Гамаюна и Алконоста, одинаковых и одновременно разных, и наконец вынужденную меру – подняться в облака и спуститься в подземелье.
Сюжет часто преследует цифра два: герои совершают похожие действия дважды, дважды дарят одинаковые подарки, дважды Иван попадает в тюрьму и сбегает оттуда. Двойственное повествование открывает Ивана с новой стороны и резко разворачивает сюжет.
Если подобные “пасхалки” добавляют интриги и выстраивают сравнительные цепочки, то драматургия в “Огниве” движется черепашьими шагами. Где-то в первой половине фильма становится очевидным, что намеченные цели героям не реализовать, до идеального финала не дойти, а из заточения спасает не принц на белом коне, а простой “дурачок” – этакий Шрек, только не такой страшный.
Простой посыл для понимания
Создатели придерживаются ключевых составляющих в подобного жанра фильмах, заранее дают подсказки зрителям, не предлагают неразрешимых или запутанных линий: все достаточно лаконично и понятно. Особенно для детей – основной аудитории, которой нужна приключенческая картинка. Вряд ли они задумаются о мотивации персонажей. Добрая половина фильма не способствует динамике, ее попросту можно выкинуть, но эти минусы перекрываются смехом и слезами умиления. Историю спасают достойные локации, визуальные прорисовки и актеры – сказка “Огниво” получилась бы другой без задорного Романа Евдокимова и невероятно человечной Антонины Бойко.
“Испуган – значит, побежден”
Эту фразу часто повторяют герои, им стоит отдать должное – они не боятся пуститься во все тяжкие (которые, с учетом целевой аудитории, ограничены). Символично в этом можно прочитать намек для кинодеятелей: не бойтесь, снимайте подобные фильмы. Не только детям, но и взрослым интересны истории, где побеждает честность и доброта, а добрые персонажи в “Огниве” найдутся. Дружба и смелость – вот лейтмотив, которым преисполнен фильм. Видно, что авторы создавали его с особой бережливостью, местами сентиментально, но ласково и по-доброму. Разве не такими должны быть сказки?
Дороговизна с огоньком
Нельзя сказать, что сказка “Огниво” получилась идеальным продуктом, но определенно это еще одна ступень российского кино на пути становления в заданном жанре. Масштабный, недешевый, призванный развлечь фильм поднимает извечные темы на новый лад. Плюсом можно назвать то, что сценаристы проработали сюжет практически полностью, сделав фильм-сказку “Огниво” этакой кавер-версией не менее извечной истории, но все же стоило больше внимания уделить цельности.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание