10 апреля на онлайн-платформах появился долгожданный музыкальный байопик "Пророк. История Александра Пушкина". Этот фильм стал одним из самых заметных отечественных релизов 2025 года. В дополнение к высоким кассовым сборам картина привлекла внимание профессионалов, благодаря чему в апреле она будет участвовать в конкурсной программе "Фокус на будущее" 15-го Пекинского международного кинофестиваля. Попробуем выяснить, почему стоит обратить внимание на этот амбициозный проект, который по-новому рассказывает о великом русском поэте.

Пушкин не в бронзе
"Пророк" отходит от классического образа Александра Сергеевича, который часто представлен как нечто статичное и величественное, не живое, а скорее музейное. В фильме классик предстает не как светило, а как живой человек, со своими внутренними конфликтами и переживаниями, что делает его актуальным и понятным для зрителей любого возраста. Этот подход позволил взглянуть на поэта не через призму устоявшихся мифов о его гениальности, а как на реального человека с его сложностями и переживаниями.
Режиссер фильма Феликс Умаров подчеркивает, что его целью было избежать идеализации личности Пушкина. "Мы должны увидеть в нем человека, а не памятник, — говорит постановщик. — Ведь мы знаем Пушкина лишь через чужие рассказы и биографии, но по-настоящему понять, каким он был, невозможно". Для Умарова "Пророк" стал первым полнометражным фильмом, до этого он работал преимущественно в сфере рекламных роликов и музыкальных клипов.

Процесс создания и личный опыт
Говоря о процессе работы над фильмом, продюсер Петр Ануров рассказывает, как сам по себе проект стал открытием. С самого начала работы над картиной команда погрузилась в биографию Пушкина и его творчество, что позволило более глубоко понять, что делает поэта таким уникальным и значимым для России и всего мира. Идея снять байопик пришла к продюсеру, когда он посетил Мемориальный музей-квартиру поэта в Северной столице. Впечатленный атмосферой музея, он задумался о создании фильма о великом поэте, который смог бы передать всю полноту его личности, не лишенную человеческой сущности.
Драматургия фильма "Пророк" во многом построена на контрастах. Режиссер использует элементы разных жанров, создавая яркую и многослойную картину. Этот фильм не боится нарушать стереотипы о том, каким должен быть исторический байопик. В нем есть место как для страстной драмы, так и для легких и даже комичных моментов, где Пушкин предстает в необычных ситуациях, бросая вызов своей эпохе и окружению.

Необычный Пушкин
В фильме сильна сцена, где толпа людей скандирует имя Пушкина, а книголюбы готовы отдать последние силы, чтобы купить его новый роман. Повествование переносится в юные годы Пушкина, когда он только начинает свой путь как поэт. Мы видим его в Царскосельском лицее, в окружении сверстников, а также среди преподавателей, с которыми он начинает активно спорить. Его жизнь полна эмоций, дружбы и конфликтов, а дальнейшие события, такие как балы, ссылки и дуэли, придают картине динамичности и жизни.
По мере того как мы следим за развитием героя, авторы картины избегают лишнего пафоса. Вместо того чтобы представить Пушкина как идеализированного гения, мы видим его как человека, порой вспыльчивого, уставшего, влюбленного, но всегда живого и реального. Важную роль в формировании этого образа сыграли актеры. Кай Гетц исполнил роль Пушкина в его молодости, когда тот только начинает свое знакомство с поэзией и миром светского общества. Юра Борисов, в свою очередь, в образе взрослого поэта создал глубокий и многогранный образ, способный передать весь спектр эмоций и переживаний Пушкина.

От простого парня до культовой личности
Для актера Юры Борисова роль поэта в "Пророке" стала настоящим вызовом. "Когда мне предложили сыграть Пушкина, я не мог понять, что общего между мной и этим великим человеком", — признается Борисов. Однако уверенность продюсера позволила ему проникнуться образом поэта. Для Борисова гениальность Пушкина заключается не только в его поэтическом даре, но и в его способности жаждать жизни, что ощущается по-настоящему через его произведения.
Примечательно, что для создания двух разных образов Пушкина фильм использует двух актеров: Кая Гетца для молодого Пушкина и Юру Борисова - для зрелого. Режиссер подчеркивает, что персонажи — это два разных человека и каждому из них требуется свой особый подход. Гетц играет Пушкина как смелого и дерзкого юношу, только начинающего свой путь, а Борисов передает всю сложность и страсть взрослого Пушкина, который переживает как творческие кризисы, так и личные трагедии.

От друзей до врагов
Одним из ключевых элементов фильма является окружение Пушкина. С самого детства и вплоть до зрелости его жизнь была насыщена разнообразными отношениями. С лицейских лет он был окружен друзьями, среди которых особое место занимали Иван Пущин и Константин Данзас. С ними поэт делил не только творческие амбиции, но и жизненные сложности. Эти персонажи играют важную роль в картине, их отношения с поэтом прочно переплетаются с основным сюжетом.
В "Пророке" мы видим Пушкина не только в его сложных отношениях с друзьями, но и в сложных моментах с врагами. Так, один из ярких эпизодов картины — сцена с Александром Бенкендорфом (Сергей Гилев), главой императорской канцелярии. Бенкендорф, сыгранный Дмитрием Ульяновым, становится одним из тех, кто, несмотря на все попытки Пушкина оправдать себя, олицетворяет официальную сторону власти, всегда стоящую на пути поэта.

Современность и классика
Особенностью фильма является его необычная музыкальная составляющая. Основную музыку для картины написал Райан Оттер, который сумел объединить классику с современными стилями. Многие песни были записаны с участием живого оркестра, что придает звучанию картины особую атмосферу. Кроме того, фильм включает множество номеров, которые исполнили современные российские исполнители The Hatters, Елка, АИГЕЛ, Наадя и другие. Столь стильный подход к музыкальной составляющей помогает органично вписать Пушкина в современные ритмы, что делает фильм доступным и понятным для более молодой аудитории.

Музыкальные номера органично вплетаются в сюжет. Особенно выделяются сцены, где герои поют и танцуют, добавляя живости и энергии. В этих моментах фильм чем-то напоминает "Ромео + Джульетту" и "Влюбленного Шекспира", в которых также присутствуют элементы современного сопровождения, оживляющего историческую атмосферу. Превращение Пушкина в рэпера на сценах лицея может сначала удивить зрителя, но благодаря своему музыкальному фону и хореографии такие моменты смотрятся ярко и естественно.

Исторические локации
"Пророк" примечателен натурными съемками и узнаваемыми местами. В фильм были включены такие уникальные места, как дворцовые конюшни Петергофа, Музей-квартира Пушкина на Мойке и Строгановский дворец, а также другие исторические объекты Санкт-Петербурга и его окрестностей. Местные архитектурные памятники прекрасно подчеркивают атмосферу той эпохи, что помогает создать аутентичный исторический контекст для событий, происходящих на экране.
Также не стоит забывать и о визуальной составляющей картины. Камера улавливает малейшие детали, от простых эмоций персонажей до архитектуры Петербурга и его пригородов, которые становятся важной частью повествования. Операторская работа в "Пророке" имеет множество неожиданных ракурсов, что подчеркивает эмоциональное напряжение в сценах, например, гадания или дуэли. Внимание к деталям в костюмах, декорациях и реквизите создает атмосферу той самой эпохи, в которой жил Пушкин.

Дерзко, тонко, по-современному!
"Пророк. История Александра Пушкина" — это не только биографический фильм о великом русском поэте, но и музыкальный проект, который сочетает в себе элементы мюзикла и современного кино. В нем нашлось место как драме, так и комедийным моментам, что делает его интересным и многослойным. А еще одним из ярких кинособытий этого года. Необычные ракурсы, динамичные сцены, качественная музыкальная составляющая и яркие актерские работы делают фильм "Пророк" обязательным к просмотру для всех любителей хорошего кино.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание