Ностальгия по ушедшим временам: какими получились “Мужчина и женщина” Владимира Котта

Мелодраматический альманах Владимира Котта "Мужчина и женщина" представляет собой сборник из новелл, каждая из которых исследует взаимоотношения между мужчиной и женщиной в разных жизненных обстоятельствах и возрастных периодах. В проекте занята целая плеяда известных российских актеров, но, несмотря на звездный состав и заявленную универсальность тем, картина вызывает противоречивые чувства. Часть зрителей считает ее устаревшей, чрезмерно сентиментальной и даже местами нелепой в своем стремлении вызвать у аудитории сильные эмоции.

Сложно, но о главном

Альманах явно претендует на статус масштабного высказывания о природе человеческих отношений, но в результате оказывается довольно поверхностным и предсказуемым зрелищем. Режиссер, известный по комедийным проектам, на этот раз решил обратиться к серьезной теме любви во всех ее проявлениях. К сожалению, получилось это у него довольно прямолинейно — персонажи слишком часто ведут себя как герои дешевых сериалов, а ситуации, в которые они попадают, больше напоминают клише из телевизионных мелодрам, чем правду жизни.

Попытка объять необъятное

Структура фильма вполне традиционна для альманахов — семь независимых, но тематически связанных историй, обрамленных документальными вставками. В начале картины совсем молодые пары пытаются сформулировать, за что они любят друг друга, а в финале о том же самом, но уже с грузом прожитых лет рассуждают пожилые супруги. Такой прием явно отсылает к знаменитому советскому фильму Михаила Калика "Любить…", что создает определенные ожидания от просмотра. Однако если картина 1960-х годов поражала своей искренностью и глубиной, то современный альманах скатывается в банальность и нарочитую драматизацию.

Режиссер пытается показать весь спектр человеческих чувств, от первой влюбленности до семейных кризисов, от случайных встреч до многолетних отношений. Однако этот замысел реализован довольно неровно: если некоторые истории действительно трогают за живое, то другие вызывают лишь недоумение своей прямолинейностью или даже откровенной безвкусицей. Особенно разочаровывает то, что многие сюжеты будто застряли в прошлом — персонажи ведут себя так, как будто живут в нулевых, а не в 2020-х годах.

Клише вместо правды

Одна из наиболее удачных новелл рассказывает о женщине средних лет (Ольга Медынич), которая вынуждена вызывать сантехников из-за протекающего крана. Вместо ожидаемого одного мастера к ней приходят отец с сыном (Дмитрий Куличков и Сергей Федоров) — почти одинаково одетые, спокойные и знающие свое дело. Они быстро устраняют поломку, попутно читая хозяйке нотации о вреде дешевой китайской сантехники. В этой простой, на первый взгляд, истории кроется настоящая драма одинокой женщины — глядя на слаженную работу отца и сына, она осознает, что в ее доме нет не только мужа, но даже элементарных бытовых вещей вроде вантуза.

Совсем другую тональность имеет новелла с Кириллом Кяро в роли таксиста, который везет ключ от квартиры жене неверного мужа. По дороге герой рассказывает пассажирке о своей непростой жизни — детдоме, службе в Сирии, работе в ночном клубе. Эта история могла бы стать одной из самых сильных в альманахе, но ее портит излишняя многословность и нарочитая драматизация. Еще один запоминающийся сюжет связан с Павлом Деревянко, играющим столичного мажора, приехавшего в деревню продавать бабушкин дом. Его встреча со школьной любовью (Ирина Пегова), теперь уже дважды разведенной матерью двоих детей, могла бы стать трогательной историей о несбывшихся мечтах, но режиссер снова выбирает самый предсказуемый путь развития событий.

Драма, переходящая в фарс

Некоторые новеллы балансируют на грани между искренней драмой и откровенным фарсом. Яркий пример — история с Борисом Каморзиным в роли вечно раздраженного полицейского, который приходит домой и слышит, как его жена (Татьяна Матюхова) дает уроки игры на пианино. Раздраженный герой назло включает телевизор на полную громкость, мешая занятиям. Позже, после неожиданной смерти супруги, он осознает, что был "бытовым инвалидом" и не ценил того, что имел. В этой истории есть потенциал для настоящей психологической драмы, но вместо этого зритель получает довольно плоскую зарисовку, больше напоминающую эпизод из сериала.

Совершенно иначе воспринимается новелла со Степаном Девониным и Анной Котовой, которая не просто выбивается из общего ряда, но и вызывает серьезные вопросы. Жена признается мужу, что никогда его не любила, изменяла, а их общий ребенок на самом деле не его. В ответ герой буквально превращается в "болотного монстра" (это не метафора, а специальный визуальный эффект) и жестоко избивает женщину. Подобный поворот смотрится не просто неуместно в рамках мелодраматического альманаха, но и откровенно оскорбительно — создается впечатление, что режиссер либо не понимает всей серьезности темы домашнего насилия, либо сознательно играет на самых низменных чувствах зрителя.

Почему фильм кажется устаревшим

Главная проблема "Мужчины и женщины" в том, что его персонажи будто застряли в нулевых или даже в девяностых. Мужчины в этом фильме либо пьют, либо занимаются физическим трудом, либо орут на жен. Женщины терпеливо сносят крики, жертвуют собой ради семьи и воспитывают детей. Такие типажи могли бы сойти за правду лет двадцать-тридцать назад, но сегодня выглядят архаично и даже карикатурно.

Совершенно непонятно, почему режиссер игнорирует современные дискуссии о гендерных ролях, психологических травмах и личных границах. Вместо этого он предлагает зрителю устаревшие модели поведения, приправленные изрядной долей надрыва. Особенно удручает, что в 2024 году кто-то еще считает уместным показывать сцену домашнего насилия как нечто почти оправданное, мол, сама виновата. Это не просто плохой вкус — это опасная позиция, которая не имеет ничего общего с хорошим кинематографом.

Целевая аудитория ностальгирующих

Фильм рассчитан на тех, кто ностальгирует по "простым временам", когда все было понятно: мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага, а любые проблемы решаются либо скандалом, либо слезами. Для этой категории зрителей альманах может стать приятным времяпрепровождением, ведь здесь есть и слезливые сцены, и "мужские" монологи, и даже немного черного юмора.

Такая разная любовь

Однако для более прогрессивной аудитории картина может показаться... откровенно вредной. Особенно разочаровывает тот факт, что Котт, который в предыдущих работах демонстрировал способность к тонким наблюдениям и иронии, на этот раз скатился до уровня второсортных телевизионных мелодрам. Создается впечатление, что режиссер либо совершенно не понимает современных зрителей, либо сознательно играет на самых низменных чувствах определенной части аудитории.

"Мужчина и женщина" Владимира Котта — амбициозная, но неудачная попытка создать универсальное высказывание о природе человеческих отношений. Фильм страдает от внутренних противоречий: с одной стороны, он претендует на глубину и философское осмысление темы любви, с другой — постоянно скатывается в банальность и клише.

Не для всех

Некоторые новеллы действительно трогают за живое. Но эти редкие удачные моменты тонут в море пошлости, неправдоподобных диалогов и откровенно вредных посылов. Если вы любите ностальгическое кино в духе "Домашнего" и вас не смущают устаревшие гендерные стереотипы, возможно, этот фильм вам понравится. Для всех остальных фильм "Мужчина и женщина" станет как минимум разочарованием, а как максимум — примером того, как не нужно снимать кино о любви сегодня.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы любите фильмы-альманахи об отношениях?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.