47-й Московский международный кинофестиваль, который проходит с 17 по 24 апреля, обещает стать одним из самых насыщенных за последнее десятилетие. В этом году организаторы сделали особый акцент на 80-летии Победы в Великой Отечественной войне, что отразилось не только в выборе фильма открытия - военной драмы Сергея Коротаева "В списках не значился" о героических защитниках Брестской крепости, - но и в целом в программе фестиваля. В общей сложности зрителям представят более 200 картин из 50 стран мира, включая мировые премьеры, ретроспективы и специальные показы. Вот подробный обзор самых ожидаемых работ, которые стоит посмотреть в первую очередь.

Новые имена и проверенные мастера
Основной конкурс ММКФ в этом году включает три российские картины, каждая из которых заслуживает особого внимания. Дебютный полнометражный фильм Михаила Архипова "Планета" рассказывает трогательную историю советского режиссера (его играет Сергей Гилев), который в 1960 годы пытается снять фантастический фильм о космосе, сталкиваясь с равнодушием чиновников и скептицизмом коллег.
Картина "Семейное счастье" Стаси Толстой представляет собой современную интерпретацию повести Льва Толстого с блестящим актерским составом в лице Евгения Цыганова, Юлии Снигирь и Ирины Розановой, создающих на экране сложные, многогранные образы.
Особого внимания заслуживает работа Андрея Зайцева "Двое в одной жизни, не считая собаки" — проникновенная история о питерских интеллигентах преклонного возраста, чья дружба проходит испытание временем и обстоятельствами.
Открытия последних лет
Созданная в 2022 году программа "Русские премьеры" быстро завоевала любовь зрителей, став одной из самых посещаемых на фестивале. В этом году кураторы подготовили для поклонников отечественного кино несколько настоящих жемчужин. Особенно выделяется картина Антона Бутакова "Бесконечный апрель" — масштабная сага, которая через историю одной коммунальной квартиры рассказывает о ключевых событиях XX века.
Не менее интересен алтайский эпос "Волки" Михаила Кулунакова, погружающий зрителя в атмосферу конца XIX века с его жестокими нравами и неписаными законами чести. Отдельного упоминания заслуживает фэнтези Ивана Соснина "Легенды наших предков", вдохновленное сказами Бажова, где Александр Яценко играет журналиста, заблудившегося в уральской тайге.
Завершает этот впечатляющий список военная драма "Почтарь" с Александром Петровым в необычной для него роли аутичного почтальона, разносящего похоронки в 1943 году.

"Туда" как неожиданный поворот в творчестве
Иван Петухов, известный зрителям по мрачному мокьюментари "Маркони сегодня", представляет на фестивале совершенно неожиданную, светлую и трогательную дорожную комедию "Туда". В центре сюжета — угрюмый таксист Вадим (Петр Федоров), которому приходится везти болтливую и эксцентричную Веру (Ирина Старшенбаум) из Москвы в Уфу. Их путешествие длиной в 1400 километров превращается в череду смешных, грустных и откровенно абсурдных ситуаций: от ночевки у родителей Веры (блестящие камео Алексея Серебрякова и Евгении Добровольской) до встречи с призраками прошлого.
Фильм мастерски балансирует между комедийными и драматическими моментами, постепенно раскрывая глубину характеров главных героев. Особенно впечатляет химия между Федоровым и Старшенбаум; их герои сначала раздражают друг друга, но к финалу между ними возникает настоящее взаимопонимание.

Последний шедевр Натальи Назаровой
Особой грустью проникнут показ "Филателии" — последнего фильма Натальи Назаровой, трагически ушедшей из жизни в апреле 2025 года. Пронзительная драма рассказывает историю Яны (Алина Ходжеванова), одинокой работницы почты с ДЦП, чья жизнь крутится вокруг коллекционирования марок — единственной нити, связывающей ее с исчезнувшим отцом-мореплавателем.
Ее замкнутый мир переворачивается с ног на голову, когда в отделение приходит болтливый моряк Петя (Максим Стоянов). Назаровой удалось создать удивительно тонкую работу, которая балансирует между грустью и надеждой, отчаянием и верой в лучшее. Особенно впечатляет игра Ходжевановой, удостоенной за эту роль премии "Белый слон". Ее героиня одновременно хрупкая и сильная, вызывающая у зрителя целую гамму чувств. Фильм уже получил главный приз на фестивале "Окно в Европу" и вошел в список лучших российских картин 2024 года.

Самые смелые эксперименты фестиваля
Программа "Дикие ночи" традиционно представляет самые неожиданные и смелые жанровые эксперименты. В этом году кураторы собрали поистине уникальную подборку. Особого внимания заслуживает норвежский боди-хоррор "Гадкая сестра" — провокационная интерпретация сказки о Золушке, где акцент сделан на сводной сестре главной героини. Фильм шокирует зрителей сценами экстремальных косметических процедур и черным юмором.
Не менее впечатляет российская картина "Искупление" с Сергеем Безруковым в роли солдата, вернувшегося в родную деревню, которая оказывается проклятым местом. Завершает программу драма "Эвакуация" казахстанского режиссера Фархата Шарипова - пронзительная история о женщине, ищущей потерянную дочь среди беженцев в Алма-Ате 1941 года.

Специальные показы
Роман Михайлов представляет семисерийный фильм "Путешествие на солнце и обратно" — масштабную сагу о 1990 годах с Олегом Чугуновым и Марией Мацель в главных ролях. Еще одним ярким событием станет мировая премьера анимационного фильма Леонида Шмелькова "Непокой", созданного на музыку Сергея Курехина. Эта экспериментальная работа сочетает элементы сюрреализма и абстракции, перенося зрителя в причудливый визуальный мир.
Отдельного упоминания заслуживает ретроспектива классиков советского кино, приуроченная к юбилею Победы, где будут показаны отреставрированные версии легендарных военных фильмов.

Международная программа
Люк Бессон представляет новую драму "Последний поезд", рассказывающую о судьбе пассажиров поезда, застрявшего в Альпах. Из Японии привезли сюрреалистичную драму "Сады ветров" Хаяо Миядзаки-младшего, которая уже вызвала бурные обсуждения на Токийском фестивале.
Особый интерес представляет американский экспериментальный проект "Хроники забвения" Терренса Малика — семичасовая медитация о природе памяти, снятая в уникальной технике.

Своя память
Особое место в программе занимает ретроспектива "Кино Победы", где представят 4К-реставрации классических военных фильмов. В рамках специального показа зрители увидят обновленные версии "Летят журавли" Калатозова, "Баллады о солдате" Чухрая, "Они сражались за Родину" Бондарчука и других шедевров. Кураторы подчеркивают, что все работы прошли полную цифровую реконструкцию изображения и звука, что позволило сохранить их для новых поколений.
Отдельным событием станет показ редкой фронтовой хроники 1941-1945 годов из архивов Госфильмофонда, многие кадры которой будут демонстрироваться впервые за 80 лет. Эта программа — не просто дань памяти, а возможность заново открыть для себя великое кинематографическое наследие военных лет.
Скрытые жемчужины фестиваля
Помимо основных программ, на ММКФ-2025 будет представлено множество интересных проектов, которые легко могут остаться незамеченными среди громких премьер. Стоит обратить внимание на программу документального кино, где особенно выделяется картина "Реверс" Ивана Твердовского о современных событиях.
Любителям авторской анимации понравится подборка короткометражек из Восточной Европы. А ценителям редкого кино стоит посетить показы ретроспективы венгерского кинематографа 1960 годов. Не забудьте заглянуть и в программу "Мидл-фильм" — кураторский проект, представляющий необычные работы, которые не вписываются в традиционные жанровые рамки.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание