Между героическим эпосом и упущенными возможностями: разбираем фильм "Северный полюс"

Этот фильм, ставший одним из самых ожидаемых российских проектов года, пытается рассказать зрителю о малоизвестном, но важном эпизоде холодной войны, первой в истории советского флота экспедиции атомной подводной лодки к Северному полюсу.

Режиссер Александр Котт взялся за амбициозную задачу – создать одновременно зрелищный блокбастер и проникновенную историю о человеческом мужестве. Однако уже с первых кадров становится очевидно, что перед нами не столько скрупулезная историческая реконструкция, сколько идеологически выверенное зрелище, где историческая достоверность принесена в жертву пафосному повествованию.

Между приказом и здравым смыслом

Действие фильма разворачивается в мае 1962 года, в разгар Карибского кризиса, когда советская атомная подлодка К-3 проходит контрольные испытания в суровых водах Баренцева моря. Первые же кадры демонстрируют зрителю трагедию, когда во время учебного погружения из-за технической неисправности перископа погибает опытный член экипажа. Этот инцидент должен был стать тревожным сигналом для командования, поводом для тщательной проверки всех систем и пересмотра сроков ввода лодки в эксплуатацию. Однако в условиях накаляющейся холодной войны, когда США уже разместили свои ракеты в других странах, а советское руководство готовит ответную операцию по размещению ракет на Кубе, у высшего командования совсем другие приоритеты. Никита Хрущев отдает приказ любой ценой опередить американцев в покорении Северного полюса, несмотря на возражения ученых и очевидную техническую неготовность субмарины. Капитану (Андрей Мерзликин), человеку с боевым опытом и развитым чувством ответственности, предстоит возглавить этот рискованный поход, постоянно балансируя между слепым выполнением приказа и трезвой оценкой реальных возможностей экипажа и техники.

Жанровый диссонанс

Фильм "Северный полюс" (2025) изначально заявлен как историческая драма с элементами приключенческого кино, но на практике оказывается странным гибридом героического эпоса и карикатурной пропаганды времен холодной войны. Американские военные показаны буквально как зловещие карикатуры из советских агиток 1950-х. Так, они постоянно жуют жвачку, потягивают "Кока-Колу", строят коварные планы по уничтожению советской лодки и вообще ведут себя как классические "поджигатели войны".

В противовес им показываются благородные советские моряки, готовые на любые жертвы во имя Родины, показанные как коллектив без слабостей и сомнений. Такой черно-белый подход мог бы сработать в пародийном кино, но в проекте с претензией на историческую достоверность он выглядит неуместно. Даже образ Хрущева, который в реальной истории был сложной и противоречивой фигурой, здесь сведен к набору идеологических штампов: он то грозит "показать кузькину мать", то требует немедленно "прищучить западных империалистов", то принимает решения, которые с точки зрения военной логики выглядят откровенно авантюрными.

Актерские работы

Андрей Мерзликин в роли капитана судна демонстрирует привычное для себя мастерство перевоплощения, но его персонажу катастрофически не хватает глубины и внутренней драмы. Сценаристам не удалось создать убедительный психологический портрет, зритель так и не понимает, что на самом деле движет этим человеком, какие внутренние конфликты он переживает кроме банального "приказ есть приказ".

Гораздо интереснее могла бы быть линия ученого-физика Филатовой (Елена Север) и ее мужа (Кирилл Кяро), которые становятся невольными жертвами этой политической авантюры. Их трагическая история, связанная с радиационным заражением во время испытаний нового реактора, подана настолько схематично и поверхностно, что не вызывает должного эмоционального отклика.

Визуальный ряд

Операторская работа, безусловно, является сильной стороной фильма. Суровые заполярные пейзажи, снятые в Мурманске и Заозерске с использованием новейших технологий аэросъемки, производят неизгладимое впечатление. Бескрайние ледяные просторы, свинцовые волны Баренцева моря, мрачные интерьеры подводной лодки, снятые с использованием специально построенных декораций в павильонах "Мосфильма", создают атмосферу подлинного напряжения и опасности.

Однако все это визуальное великолепие перечеркивается откровенно слабыми и местами просто нелепыми спецэффектами – компьютерная графика, особенно в сценах с американскими субмаринами и айсбергами, выглядит на уровне телевизионного сериала начала 2000-х, а некоторые эпизоды с "цифровым" Северным полюсом вызывают недоумение своей неестественностью.

Особенно нелепо смотрится ключевой эпизод с проваливающейся под лед полярной станцией – зрелище, которое должно было стать кульминационным и драматичным, вызывает скорее смех, чем сопереживание из-за очевидной искусственности компьютерной графики и полного пренебрежения законами физики.

Между правдой и вымыслом

Создатели фильма явно старались вписать свою историю в широкий контекст советского кинематографа и исторических событий. Внимательные зрители найдут и отсылки к "Девяти дням одного года", и постоянные упоминания экспедиции "Челюскина", и даже неожиданное камео Константина Хабенского в роли диктора, зачитывающего сводки новостей. Проблема в том, что все эти элементы выглядят искусственными вставками "для галочки", а не органичной частью повествования. Особенно раздражает неправдоподобное противопоставление "наших" и "не наших": если в оригинальных советских фильмах времен холодной войны это было следствием идеологических ограничений и цензуры, то в кино, снятом в 2025 году, подобный примитивный подход воспринимается сознательным упрощением сложных исторических реалий.

Кому и зачем нужен этот фильм

После просмотра "Северного полюса" (2025) остается ощущение, что перед нами типичный случай, когда форма и идеологическая "правильность" оказались важнее содержания и художественной ценности. Огромный бюджет в сотни миллионов рублей явно пошел не на разработку качественного, продуманного сценария или улучшение спецэффектов, а на масштабные натурные съемки в сложных арктических условиях и гонорары звездного состава.

В результате получился странный гибрид – не документальная реконструкция исторического события, не захватывающий приключенческий фильм в духе классических голливудских блокбастеров и уж тем более не глубокая драма о людях в экстремальных условиях. Даже патриотический посыл, который должен был стать главной ценностью и оправданием всего проекта, подается настолько прямолинейно, топорно и без всяких попыток художественного осмысления, что вызывает раздражение, чем чувство гордости за историческое достижение советских моряков.

Мог быть шедевром

Фильм "Северный полюс" (2025) – это типичный пример упущенных возможностей современного российского кинематографа. При наличии мощной исторической основы, талантливых актеров первого плана и внушительного бюджета фильм так и не смог подняться выше уровня средней телевизионной драмы с претензией на "эпичность". Если вы фанат военной истории, то, возможно, найдете в этом фильме отдельные интересные моменты, например, достоверно воссозданные интерьеры атомной подлодки. Но если вы ожидали нового "К-19" с глубоким психологизмом или хотя бы динамичного "Экипажа" со зрелищными сценами катастроф, то, скорее всего, будете разочарованы топорным сценарием, карикатурными персонажами и откровенно слабыми спецэффектами.

А получился проходным проектом

Фильм "Северный полюс" (2025) не более чем попытка создать отечественный исторический блокбастер, но до настоящего эпического кино явно не дотягивает ни по уровню режиссуры, ни по качеству сценария, ни по визуальной составляющей. Лучше пересмотреть классику жанра или дождаться действительно качественных отечественных премьер, которые, хочется верить, еще впереди.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вас привлекают подобные "Северному полюсу" фильмы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.