Еще пару десятилетий назад хорошая фантастика в нашем кино была редкостью, но в 2020-е годы ситуация изменилась. Появились яркие, смелые проекты — от масштабных блокбастеров до камерных, почти артхаусных лент. В данной подборке представляем не рейтинг, а коллекцию лучших кинопроектов, оставивших после просмотра приятные впечатления и след в зрительской памяти.
"Мастер и Маргарита": булгаковский “метакомментарий”
Один из самых кассовых и обсуждаемых фильмов 2024 года еще и потому, что премьера не раз переносилась из-за нехватки дополнительного финансирования. Режиссер Михаил Локшин и сценарист Роман Кантор взяли за основу не только роман Булгакова, но и его черновики, письма, биографические детали. Получилась сложная, многослойная картина, где реальная Москва начала XX века переплетается с фантасмагорией: дирижабли, сталинские звезды-пентаграммы, альтернативная история советского госплана.

А еще сюжет знакомый, но поданный по-новому. Мастер (прототип — сам Булгаков) пишет роман, страдает от цензуры, влюбляется в замужнюю Маргариту и сталкивается с собственным творением — дьяволом Воландом. Впервые в экранизациях Мастеру действительно сопереживаешь, а его любовь к Маргарите кажется живой, а не книжной.
Это не буквальная экранизация, как у Бортко, и не философская притча, как у Кары. Скорее, кинематографическое размышление о творчестве, вечности и свободе. Конечно, не все удалось. Например, ершалаимские сцены и свита Воланда остались на периферии. Но булгаковский дух сохранен, а визуальный стиль и игра актеров (особенно Аугуста Диля в роли Воланда) делают фильм событием.

"Сто лет тому вперед": новая Алиса для нового поколения
Самый неожиданный хит 2024 года. Когда анонсировали ремейк "Гостьи из будущего", многие скептически хмыкнули. Но оказалось, что это даже не ремейк — от оригинала взяты разве что имена. Алиса Селезнева здесь настоящая розоволосая сорвиголова, напоминающая Лару Крофт. Коля и Фима помешаны на Marvel и рэпе. А Весельчак У — почти благородный пират, который вскоре получит собственный спин-офф.
Именно поэтому фильм сработал. Это не попытка повторить прошлое, а смелая перезагрузка, которая говорит с современными подростками на их языке. Тут есть и самоирония, и динамичный экшен, и обаятельные актеры (конечно, Дарья Верещагина в роли Алисы). Да, это не та Алиса, которую помнят взрослые. Но не будем забывать, что Булычев писал именно для детей.

"Пришелец": камерная фантастика с человеческим лицом
Иван Соснин, известный по авторскому кино ("Далекие близкие", "Иваново счастье"), снял тихую, но пронзительную трагикомедию. В глухой уральской деревне живет Леша — слабослышащий мужчина с психическим расстройством. Он строит дом из мусора и пытается связаться с инопланетянами. И однажды у него получается: появляется девочка Яна (Алена Мирошникова с почти инопланетной внешностью) и сообщает, что его пропавшая мать жива.
Леша поначалу думает, что это галлюцинация, и пытается заглушить ее таблетками. Но постепенно начинает верить. Фильм — о поиске родственной души, о людях, которые не вписываются в норму, и о мире, который не всегда готов их принять. Получилось доброе, но горькое кино, после которого остается надежда.
"Контакты": грустная сказка про инопланетян
2024 год подарил нам еще одно необычное кино, которое чудом прорвалось в мейнстрим. Фильм "Контакты" — история о том, как над умирающим СССР появляются космические корабли. Пришельцы выходят… и на этом все, никакого вторжения, никакого контакта! Их, прозванных Виталиками, даже поить-кормить нужно. Одного такого инопланетянина приютила у себя старушка, но потом его забрали в институт и начали экспериментировать.
Фильм сравнивали с "Районом № 9", но он самодостаточен. Это не глобальная метафора ксенофобии, а маленькая, очень грустная история. А еще триумф пластического грима и самое нежное посвящение "инопланетянину Алеше".

"Последний ронин": безумный микс жанров
Постапокалипсис, переживший ядерную войну. Странствующий воин (Колокольников с катаной) сопровождает девушку через пустыню, кишащую бандитами, каннибалами и культистами. Главная валюта — патроны.
Фильм представлен как гремучая смесь советского постапа, итальянского треша, боевиков 80-х и старого аниме. Такого кино многие хотели, но никто не был готов, даже прокатчики, выпустившие его в предновогодней суете, когда все смотрят семейные комедии.
"Ронин" нарочито дешевый, но стильный. Кто-то скажет, что он жертвует логикой, но разве можно ждать реализма от истории, где ронин рубит трешовых злодеев в казахстанской пустыне?

Новое время: от советских запретов к современным хоррорам
В СССР мистике и ужасам не было места, диалектический материализм не допускал "мракобесия". Но после распада Союза жанр начал развиваться. Сегодня у нас есть и классические хорроры, и авторские работы, балансирующие на грани артхауса.
Один из таких проектов – "Прикосновение", культовый постсоветский хоррор. В центре истории – московский следователь, который расследует самоубийство женщины, убившей своего сына. Ее любовник утверждает, что ее довел до этого призрак отца, выходящий из портрета. На следующий день любовник тоже кончает с собой. Следователь знакомится с сестрой погибшей, между ними вспыхивает роман… а потом он узнает, что земная жизнь — лишь болезнь перед настоящей загробной реальностью.
Фильм долгое время существовал только на видеокассетах, что добавляло ему мистичности, а многие сравнивали его с "Звонком". Недавно фильм оцифровали, но некоторые фанаты уверены, что в хорошем качестве он потерял часть жути.
"Земун": мифология и деревенская мистика
Режиссер Эдуард Жолнин вдохновлялся славянскими ведами, где корова Земун — прародительница богов. Главный персонаж (Евгений Ткачук) приезжает в деревню продавать дом и стадо, доставшиеся по наследству. Но древние легенды оказываются реальностью…
Фильм не столько хоррор, сколько размышление о жизни, смерти и мифе, принесшее приз киноведов на фестивале "Окно в Европу".

"Иччи": якутский фольклор
Якутское кино на подъеме, и "Иччи" — один из самых ярких примеров. Семья, живущая в глуши, сталкивается со злыми духами. Режиссер пригласил настоящего шамана для ритуала перед съемками, что впечатлило даже местных. Фильм сравнивают с работами Роберта Эггерса, но он самобытен, мрачен, в меру атмосферный, с неожиданно лиричным финалом.

"Сестры": российский постхоррор
Дебют Ивана Петухова — история женщины (Ирина Старшенбаум), страдающей от "любви" мужа (Никита Ефремов). Она находит группу "Сестры", помогающую жертвам насилия… но помощь оказывается сомнительной. Данная картина рассказывает не о монстрах, а об экзистенциальном ужасе. Примечательно, что “Сестры” вышли в прокат 25 октября — в День борьбы с домашним насилием.

Как российский кинематограф находит свой путь
Российская фантастика и мистика больше не копирует западные образцы, а ищут свой голос. И судя по представленным фильмам, есть все шансы занять достойное место в мировом кино. Главное - не бояться экспериментировать, смешивать жанры и говорить на актуальные темы. Пусть не все работы становятся хитами, но даже самые камерные проекты доказывают, что отечественное кино умеет удивлять.
Особенно радует, что режиссеры начали обращаться к национальному фольклору — славянскому, якутскому, булгаковскому. Это делает наши фильмы узнаваемыми и дает им ту самую изюминку, которой так не хватало раньше. Безусловно, всегда есть куда расти: бюджеты по-прежнему скромные, а зрители не всегда готовы к чему-то необычному. Но если тенденция сохранится, нас ждет еще много интересных премьер. Возможно, следующее российское фантастическое кино станет для зрителя еще большим открытием.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание