Мир российского фэнтези и мистики: фильмы и сериалы, которые нам запомнились

Еще пару десятилетий назад хорошая фантастика в нашем кино была редкостью, но в 2020-е годы ситуация изменилась. Появились яркие, смелые проекты — от масштабных блокбастеров до камерных, почти артхаусных лент. В данной подборке представляем не рейтинг, а коллекцию лучших кинопроектов, оставивших после просмотра приятные впечатления и след в зрительской памяти.

"Мастер и Маргарита": булгаковский “метакомментарий”

Один из самых кассовых и обсуждаемых фильмов 2024 года еще и потому, что премьера не раз переносилась из-за нехватки дополнительного финансирования. Режиссер Михаил Локшин и сценарист Роман Кантор взяли за основу не только роман Булгакова, но и его черновики, письма, биографические детали. Получилась сложная, многослойная картина, где реальная Москва начала XX века переплетается с фантасмагорией: дирижабли, сталинские звезды-пентаграммы, альтернативная история советского госплана.

А еще сюжет знакомый, но поданный по-новому. Мастер (прототип — сам Булгаков) пишет роман, страдает от цензуры, влюбляется в замужнюю Маргариту и сталкивается с собственным творением — дьяволом Воландом. Впервые в экранизациях Мастеру действительно сопереживаешь, а его любовь к Маргарите кажется живой, а не книжной.

Это не буквальная экранизация, как у Бортко, и не философская притча, как у Кары. Скорее, кинематографическое размышление о творчестве, вечности и свободе. Конечно, не все удалось. Например, ершалаимские сцены и свита Воланда остались на периферии. Но булгаковский дух сохранен, а визуальный стиль и игра актеров (особенно Аугуста Диля в роли Воланда) делают фильм событием.

"Сто лет тому вперед": новая Алиса для нового поколения

Самый неожиданный хит 2024 года. Когда анонсировали ремейк "Гостьи из будущего", многие скептически хмыкнули. Но оказалось, что это даже не ремейк — от оригинала взяты разве что имена. Алиса Селезнева здесь настоящая розоволосая сорвиголова, напоминающая Лару Крофт. Коля и Фима помешаны на Marvel и рэпе. А Весельчак У — почти благородный пират, который вскоре получит собственный спин-офф.

Именно поэтому фильм сработал. Это не попытка повторить прошлое, а смелая перезагрузка, которая говорит с современными подростками на их языке. Тут есть и самоирония, и динамичный экшен, и обаятельные актеры (конечно, Дарья Верещагина в роли Алисы). Да, это не та Алиса, которую помнят взрослые. Но не будем забывать, что Булычев писал именно для детей.

"Пришелец": камерная фантастика с человеческим лицом

Иван Соснин, известный по авторскому кино ("Далекие близкие", "Иваново счастье"), снял тихую, но пронзительную трагикомедию. В глухой уральской деревне живет Леша — слабослышащий мужчина с психическим расстройством. Он строит дом из мусора и пытается связаться с инопланетянами. И однажды у него получается: появляется девочка Яна (Алена Мирошникова с почти инопланетной внешностью) и сообщает, что его пропавшая мать жива.

Леша поначалу думает, что это галлюцинация, и пытается заглушить ее таблетками. Но постепенно начинает верить. Фильм — о поиске родственной души, о людях, которые не вписываются в норму, и о мире, который не всегда готов их принять. Получилось доброе, но горькое кино, после которого остается надежда.

"Контакты": грустная сказка про инопланетян

2024 год подарил нам еще одно необычное кино, которое чудом прорвалось в мейнстрим. Фильм "Контакты" — история о том, как над умирающим СССР появляются космические корабли. Пришельцы выходят… и на этом все, никакого вторжения, никакого контакта! Их, прозванных Виталиками, даже поить-кормить нужно. Одного такого инопланетянина приютила у себя старушка, но потом его забрали в институт и начали экспериментировать.

Фильм сравнивали с "Районом № 9", но он самодостаточен. Это не глобальная метафора ксенофобии, а маленькая, очень грустная история. А еще триумф пластического грима и самое нежное посвящение "инопланетянину Алеше".

"Последний ронин": безумный микс жанров

Постапокалипсис, переживший ядерную войну. Странствующий воин (Колокольников с катаной) сопровождает девушку через пустыню, кишащую бандитами, каннибалами и культистами. Главная валюта — патроны.

Фильм представлен как гремучая смесь советского постапа, итальянского треша, боевиков 80-х и старого аниме. Такого кино многие хотели, но никто не был готов, даже прокатчики, выпустившие его в предновогодней суете, когда все смотрят семейные комедии.

"Ронин" нарочито дешевый, но стильный. Кто-то скажет, что он жертвует логикой, но разве можно ждать реализма от истории, где ронин рубит трешовых злодеев в казахстанской пустыне?

Новое время: от советских запретов к современным хоррорам

В СССР мистике и ужасам не было места, диалектический материализм не допускал "мракобесия". Но после распада Союза жанр начал развиваться. Сегодня у нас есть и классические хорроры, и авторские работы, балансирующие на грани артхауса.

Один из таких проектов – "Прикосновение", культовый постсоветский хоррор. В центре истории – московский следователь, который расследует самоубийство женщины, убившей своего сына. Ее любовник утверждает, что ее довел до этого призрак отца, выходящий из портрета. На следующий день любовник тоже кончает с собой. Следователь знакомится с сестрой погибшей, между ними вспыхивает роман… а потом он узнает, что земная жизнь — лишь болезнь перед настоящей загробной реальностью.

Фильм долгое время существовал только на видеокассетах, что добавляло ему мистичности, а многие сравнивали его с "Звонком". Недавно фильм оцифровали, но некоторые фанаты уверены, что в хорошем качестве он потерял часть жути.

"Земун": мифология и деревенская мистика

Режиссер Эдуард Жолнин вдохновлялся славянскими ведами, где корова Земун — прародительница богов. Главный персонаж (Евгений Ткачук) приезжает в деревню продавать дом и стадо, доставшиеся по наследству. Но древние легенды оказываются реальностью…

Фильм не столько хоррор, сколько размышление о жизни, смерти и мифе, принесшее приз киноведов на фестивале "Окно в Европу".

"Иччи": якутский фольклор

Якутское кино на подъеме, и "Иччи" — один из самых ярких примеров. Семья, живущая в глуши, сталкивается со злыми духами. Режиссер пригласил настоящего шамана для ритуала перед съемками, что впечатлило даже местных. Фильм сравнивают с работами Роберта Эггерса, но он самобытен, мрачен, в меру атмосферный, с неожиданно лиричным финалом.

"Сестры": российский постхоррор

Дебют Ивана Петухова — история женщины (Ирина Старшенбаум), страдающей от "любви" мужа (Никита Ефремов). Она находит группу "Сестры", помогающую жертвам насилия… но помощь оказывается сомнительной. Данная картина рассказывает не о монстрах, а об экзистенциальном ужасе. Примечательно, что “Сестры” вышли в прокат 25 октября — в День борьбы с домашним насилием.

Как российский кинематограф находит свой путь

Российская фантастика и мистика больше не копирует западные образцы, а ищут свой голос. И судя по представленным фильмам, есть все шансы занять достойное место в мировом кино. Главное - не бояться экспериментировать, смешивать жанры и говорить на актуальные темы. Пусть не все работы становятся хитами, но даже самые камерные проекты доказывают, что отечественное кино умеет удивлять.

Особенно радует, что режиссеры начали обращаться к национальному фольклору — славянскому, якутскому, булгаковскому. Это делает наши фильмы узнаваемыми и дает им ту самую изюминку, которой так не хватало раньше. Безусловно, всегда есть куда расти: бюджеты по-прежнему скромные, а зрители не всегда готовы к чему-то необычному. Но если тенденция сохранится, нас ждет еще много интересных премьер. Возможно, следующее российское фантастическое кино станет для зрителя еще большим открытием.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие российские фантастические фильмы или сериалы произвели на вас сильное впечатление?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.