"Самозванцы": драма о смуте, истории и судьбах, где прошлое становится настоящим

5 июня в российский прокат вышел фильм "Самозванцы" – полнометражный дебют режиссера Марии Рейзен, выпускницы мастерской Владимира Хотиненко во ВГИКе. Картина позиционируется не просто как историческая драма, а как сложное, многослойное высказывание, когда прошлое неожиданно вторгается в настоящее, заставляя переосмыслить и личные судьбы, и коллективную историю.

В центре сюжета – молодая тележурналистка Лиза Корчакова (Линда Лапиньш), которая в разгар трагических событий октября 1993 года оказывается втянута в расследование загадочной смерти своего учителя, некогда знаменитого режиссера Бориса Беркова (Сергей Шакуров). Его последний, так и не завершенный фильм, дерзкая экранизация пушкинского "Бориса Годунова", становится для героини своеобразным зеркалом, в котором отражаются не только творческие муки художника, но и сама эпоха, в которой им всем довелось жить.

Личные драмы на фоне исторических потрясений

Действие картины начинается в Москве начала октября 1993 года, в те дни, когда столица жила в ожидании неминуемого столкновения. Лиза, только что снявшая репортаж о первом в истории приезде Майкла Джексона в Россию, внезапно оказывается перед лицом куда более мрачных событий – штурма телецентра "Останкино". Однако сама она в эти тревожные дни занята другим: на даче в подмосковной Пахре при странных обстоятельствах найден мертвым ее наставник, некогда знаменитый режиссер. Расследуя его гибель, Лиза обнаруживает в его доме настоящий архив: множество кассет с фрагментами его последней, так и не завершенной работы. Это была экранизация "Бориса Годунова", в которой сам Берков, постаревший и разочарованный, играл заглавную роль. Так незавершенный фильм о Смутном времени конца XVI – начала XVII века неожиданно переплетается с бурными событиями осени 1993 года, создавая причудливый диалог эпох.

От пушкинского текста к современности

Идея "Самозванцев" возникла у главного редактора телеканала "Культура" Сергея Шумакова в период пандемийных ограничений, когда он разбирал со студентами своей мастерской во ВГИКе пушкинскую трагедию. Сам Шумаков – человек, для которого события 1993 года стали личным переживанием. В те дни он находился в "Останкино", где работал в легендарной телекомпании АТВ, создававшей сюжеты для культовой программы "Взгляд". Неудивительно, что ключевым консультантом фильма стал Александр Любимов, один из основателей "ВИДа" и живой свидетель тех событий. В картине даже присутствует собирательный образ журналистов той эпохи – начальник Лизы Вадим (Егор Бероев), сам в 1993 году бывший подростком, но хорошо помнящий ту атмосферу.

Переплетение судеб и времени

Судьбы создателей фильма оказались тесно связаны с событиями 1993 года. Дедушка Егора Бероева, известный писатель Леонид Почивалов, был одним из лидеров ассоциации "Апрель" и в разгар политического кризиса привлек внука и его друзей – Георгия Лордкипанидзе (ныне продюсера "Самозванцев") и Алексея Дубровского (сегодня – театрального режиссера) – к участию в агитационной кампании за референдум о доверии президенту. В те напряженные октябрьские дни они, будучи школьниками, оказались в самой гуще московских событий, а вечером 3 октября у стен "Останкино" погиб отец их одноклассника Сергей Чистяков. Это была трагедия, оставившая глубокий след в их памяти. Столь личные переживания создателей нашли отражение в фильме, добавив в сюжет особую эмоциональную глубину.

Три фильма в одном как сложная структура повествования

Несмотря на то что "Самозванцы" являются полнометражным дебютом Марии Рейзен (ранее снимавшей только короткий метр и документальные проекты), ей удалось создать сложную, многослойную структуру повествования. По сути, это три фильма в одном. Прежде всего, это личная история Лизы Корчаковой, пытающейся разобраться в обстоятельствах смерти своего учителя. Во-вторых, это документально точная хроника событий октября 1993 года, переданная через архивные кадры и воссозданные сцены. И наконец, это фрагменты незавершенного фильма Беркова, которые Лиза просматривает на старом оборудовании, пытаясь найти в них ключ к разгадке его гибели. Эти три пласта не просто соседствуют друг с другом, а постоянно взаимодействуют, создают сложную полифонию смыслов.

"Борис Годунов" как творческий эксперимент и личная трагедия

Вымышленная экранизация Беркова предстает перед зрителем как смелый, но во многом противоречивый художественный эксперимент. "Сначала он хотел снять историческую драму в духе сурового реализма 1970-х, потом внезапно переодел всех бояр в современные костюмы от кутюр, полагая, что так можно осовременить историю, а затем и вовсе поместил их в роскошный турецкий хаммам, утверждая, что так будет понятнее современному зрителю", – рассказывает Лизе бывший оператор картины (его играет Владимир Симонов, а прототипом стал реальный оператор фильма Михаил Агранович, известный по работе над "Покаянием"). На это имелись свои причины. А точнее, одна-единственная – максимальная реалистичность атмосферы осени 1993-го. Как отмечал Агранович, для него работа над картиной стала своего рода принятием содержательного кинематографа, по которому многие соскучились. Такой творческий поиск Беркова, его мучительные метания между традицией и новаторством становятся метафорой самой эпохи 90-х как времени, когда все прежние ориентиры рухнули, а новые еще не сформировались.

Как снимали 90-е и "Годунова"

Сцены из фильма Беркова стилизованы под современное, почти постмодернистское прочтение классики. Так, собрание бояр происходит в роскошном хаммаме, Годунов в исполнении Шакурова напоминает Вито Корлеоне из "Крестного отца", а ключевая сцена объяснения между Мариной Мнишек и Отрепьевым снята через прозрачное стекло, как в тюремной камере – прием, отсылающий к современным политическим реалиям.

В то же время воссоздание атмосферы 90-х потребовало от создателей кропотливой работы. "Мы шутили на съемочной площадке, что снимаем последний советский фильм, хотя действие происходит уже в новой России", – рассказывает продюсер Георгий Лордкипанидзе. Особое внимание было уделено деталям, от оборудования на телестудиях до характерных для тех лет интерьеров дач в Подмосковье.

Актерский ансамбль

Линда Лапиньш создает образ внешне сдержанной, почти холодной, но внутренне очень ранимой героини, чья профессиональная хватка журналиста постепенно уступает место человеческому сочувствию. Рядом с ней – Егор Бероев в роли ее начальника и бывшего любовника, Владимир Гуськов в образе коллеги Беркова, Анна Михалкова в эпизодической, но запоминающейся роли следователя, и особенно Александр Адабашьян, чей персонаж – старый друг погибшего режиссера – произносит ключевую фразу: "Почему у Пушкина только юродивый – положительный герой? Потому что все остальные – самозванцы, убежденные, что ради власти можно пожертвовать всем". Эта реплика становится смысловым центром всей картины.

Почему этот фильм стоит посмотреть

"Самозванцы" (2025) ловко маневрируют между историей и современностью, и это не просто историческая драма или ностальгическое путешествие в 90-е. Это глубокий разговор о вечных темах: природе власти, цене творчества, личном предательстве и несбывшихся надеждах, которые так часто разбиваются о суровую реальность. Как точно заметил продюсер Лордкипанидзе, "это тройное зеркало: мы смотрим на себя из 2025-го в 1993-й, а те, в свою очередь, через "Годунова" – в Смутное время. И везде, в любую эпоху, мы узнаем самих себя". Без сомнения, фильм обещает стать одним из самых обсуждаемых российских кинособытий этого лета.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы думаете, могут ли исторические события, подобные 1993 году, повториться в наше время?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.