5 июня в российский прокат вышел фильм "Самозванцы" – полнометражный дебют режиссера Марии Рейзен, выпускницы мастерской Владимира Хотиненко во ВГИКе. Картина позиционируется не просто как историческая драма, а как сложное, многослойное высказывание, когда прошлое неожиданно вторгается в настоящее, заставляя переосмыслить и личные судьбы, и коллективную историю.
В центре сюжета – молодая тележурналистка Лиза Корчакова (Линда Лапиньш), которая в разгар трагических событий октября 1993 года оказывается втянута в расследование загадочной смерти своего учителя, некогда знаменитого режиссера Бориса Беркова (Сергей Шакуров). Его последний, так и не завершенный фильм, дерзкая экранизация пушкинского "Бориса Годунова", становится для героини своеобразным зеркалом, в котором отражаются не только творческие муки художника, но и сама эпоха, в которой им всем довелось жить.

Личные драмы на фоне исторических потрясений
Действие картины начинается в Москве начала октября 1993 года, в те дни, когда столица жила в ожидании неминуемого столкновения. Лиза, только что снявшая репортаж о первом в истории приезде Майкла Джексона в Россию, внезапно оказывается перед лицом куда более мрачных событий – штурма телецентра "Останкино". Однако сама она в эти тревожные дни занята другим: на даче в подмосковной Пахре при странных обстоятельствах найден мертвым ее наставник, некогда знаменитый режиссер. Расследуя его гибель, Лиза обнаруживает в его доме настоящий архив: множество кассет с фрагментами его последней, так и не завершенной работы. Это была экранизация "Бориса Годунова", в которой сам Берков, постаревший и разочарованный, играл заглавную роль. Так незавершенный фильм о Смутном времени конца XVI – начала XVII века неожиданно переплетается с бурными событиями осени 1993 года, создавая причудливый диалог эпох.

От пушкинского текста к современности
Идея "Самозванцев" возникла у главного редактора телеканала "Культура" Сергея Шумакова в период пандемийных ограничений, когда он разбирал со студентами своей мастерской во ВГИКе пушкинскую трагедию. Сам Шумаков – человек, для которого события 1993 года стали личным переживанием. В те дни он находился в "Останкино", где работал в легендарной телекомпании АТВ, создававшей сюжеты для культовой программы "Взгляд". Неудивительно, что ключевым консультантом фильма стал Александр Любимов, один из основателей "ВИДа" и живой свидетель тех событий. В картине даже присутствует собирательный образ журналистов той эпохи – начальник Лизы Вадим (Егор Бероев), сам в 1993 году бывший подростком, но хорошо помнящий ту атмосферу.
Переплетение судеб и времени
Судьбы создателей фильма оказались тесно связаны с событиями 1993 года. Дедушка Егора Бероева, известный писатель Леонид Почивалов, был одним из лидеров ассоциации "Апрель" и в разгар политического кризиса привлек внука и его друзей – Георгия Лордкипанидзе (ныне продюсера "Самозванцев") и Алексея Дубровского (сегодня – театрального режиссера) – к участию в агитационной кампании за референдум о доверии президенту. В те напряженные октябрьские дни они, будучи школьниками, оказались в самой гуще московских событий, а вечером 3 октября у стен "Останкино" погиб отец их одноклассника Сергей Чистяков. Это была трагедия, оставившая глубокий след в их памяти. Столь личные переживания создателей нашли отражение в фильме, добавив в сюжет особую эмоциональную глубину.

Три фильма в одном как сложная структура повествования
Несмотря на то что "Самозванцы" являются полнометражным дебютом Марии Рейзен (ранее снимавшей только короткий метр и документальные проекты), ей удалось создать сложную, многослойную структуру повествования. По сути, это три фильма в одном. Прежде всего, это личная история Лизы Корчаковой, пытающейся разобраться в обстоятельствах смерти своего учителя. Во-вторых, это документально точная хроника событий октября 1993 года, переданная через архивные кадры и воссозданные сцены. И наконец, это фрагменты незавершенного фильма Беркова, которые Лиза просматривает на старом оборудовании, пытаясь найти в них ключ к разгадке его гибели. Эти три пласта не просто соседствуют друг с другом, а постоянно взаимодействуют, создают сложную полифонию смыслов.

"Борис Годунов" как творческий эксперимент и личная трагедия
Вымышленная экранизация Беркова предстает перед зрителем как смелый, но во многом противоречивый художественный эксперимент. "Сначала он хотел снять историческую драму в духе сурового реализма 1970-х, потом внезапно переодел всех бояр в современные костюмы от кутюр, полагая, что так можно осовременить историю, а затем и вовсе поместил их в роскошный турецкий хаммам, утверждая, что так будет понятнее современному зрителю", – рассказывает Лизе бывший оператор картины (его играет Владимир Симонов, а прототипом стал реальный оператор фильма Михаил Агранович, известный по работе над "Покаянием"). На это имелись свои причины. А точнее, одна-единственная – максимальная реалистичность атмосферы осени 1993-го. Как отмечал Агранович, для него работа над картиной стала своего рода принятием содержательного кинематографа, по которому многие соскучились. Такой творческий поиск Беркова, его мучительные метания между традицией и новаторством становятся метафорой самой эпохи 90-х как времени, когда все прежние ориентиры рухнули, а новые еще не сформировались.
Как снимали 90-е и "Годунова"
Сцены из фильма Беркова стилизованы под современное, почти постмодернистское прочтение классики. Так, собрание бояр происходит в роскошном хаммаме, Годунов в исполнении Шакурова напоминает Вито Корлеоне из "Крестного отца", а ключевая сцена объяснения между Мариной Мнишек и Отрепьевым снята через прозрачное стекло, как в тюремной камере – прием, отсылающий к современным политическим реалиям.
В то же время воссоздание атмосферы 90-х потребовало от создателей кропотливой работы. "Мы шутили на съемочной площадке, что снимаем последний советский фильм, хотя действие происходит уже в новой России", – рассказывает продюсер Георгий Лордкипанидзе. Особое внимание было уделено деталям, от оборудования на телестудиях до характерных для тех лет интерьеров дач в Подмосковье.

Актерский ансамбль
Линда Лапиньш создает образ внешне сдержанной, почти холодной, но внутренне очень ранимой героини, чья профессиональная хватка журналиста постепенно уступает место человеческому сочувствию. Рядом с ней – Егор Бероев в роли ее начальника и бывшего любовника, Владимир Гуськов в образе коллеги Беркова, Анна Михалкова в эпизодической, но запоминающейся роли следователя, и особенно Александр Адабашьян, чей персонаж – старый друг погибшего режиссера – произносит ключевую фразу: "Почему у Пушкина только юродивый – положительный герой? Потому что все остальные – самозванцы, убежденные, что ради власти можно пожертвовать всем". Эта реплика становится смысловым центром всей картины.

Почему этот фильм стоит посмотреть
"Самозванцы" (2025) ловко маневрируют между историей и современностью, и это не просто историческая драма или ностальгическое путешествие в 90-е. Это глубокий разговор о вечных темах: природе власти, цене творчества, личном предательстве и несбывшихся надеждах, которые так часто разбиваются о суровую реальность. Как точно заметил продюсер Лордкипанидзе, "это тройное зеркало: мы смотрим на себя из 2025-го в 1993-й, а те, в свою очередь, через "Годунова" – в Смутное время. И везде, в любую эпоху, мы узнаем самих себя". Без сомнения, фильм обещает стать одним из самых обсуждаемых российских кинособытий этого лета.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание