Едва завершился Московский международный кинофестиваль, подаривший зрителям множество ярких кинематографических событий, как на экраны выходит новый фильм с участием Никиты Кологривого. Любопытно, что если на ММКФ актер предстал в образе одержимого в религиозном хорроре, то теперь ему довелось сыграть совершенно другую роль – в доброй семейной комедии. Разница между этими проектами колоссальная: там – мрачные сцены изгнания дьявола, здесь – забавные ситуации с волшебными гномами, взявшимися перевоспитывать его персонажа. Такая резкая смена амплуа только подтверждает актерскую многогранность Кологривого.

Мастер жанрового перевоплощения
В этой неожиданной временной параллели нет ничего удивительного для тех, кто внимательно следит за карьерой актера. Кологривый всегда славился своей феноменальной работоспособностью и удивительной способностью перевоплощаться. Его фильмография настолько разнообразна по жанрам и характерам персонажей, что порой кажется, будто он сознательно избегает застревать в одном амплуа, постоянно бросая себе новые творческие вызовы. Семейная комедия "Сокровища гномов" 2025 года – далеко не первый его опыт в подобном жанре. До этого была народная сказка "По щучьему велению", где он блестяще сыграл ленивого Емелю, и детский фильм "Иван Семенов: Большой поход", в котором его герой-браконьер был настолько безнадежен с точки зрения морали, что единственным способом "воспитания" оказалось оставить его связанным в глухом лесу.

Новая сказка с волшебным пинком
В полнометражном проекте тандема режиссеров Александра Бабаева и Василия Ровенского перед зрителями предстает не окончательно испорченный, а скорее заблудший персонаж, у которого еще есть шанс на исправление. Правда, процесс этот будет далеко не простым и потребует вмешательства волшебных сил. Здесь в полной мере проявляется традиционный для русских народных сказок элемент – тот самый волшебный пинок, который заставляет героя изменить свою жизнь. Роман, загнанный в долговую яму мелкий аферист, в отчаянии решается на подделку документов, чтобы завладеть земельным участком умершего соседа. Однако вместе с желанной землей он неожиданно получает "в нагрузку" четырех волшебных гномов, которых озвучили известные актеры и даже шеф-повар Константин Ивлев, что само по себе стало приятным сюрпризом для зрителей.

Добрые дела как условие выживания
Магические помощники без лишних предисловий ставят героя перед жестким фактом: отныне его жизнь кардинально изменится, ведь он обязан будет регулярно совершать добрые поступки. Источником силы гномов оказывается необычный волшебный цветик-семицветик, который питается исключительно положительной энергетикой добрых дел. Если Рома вдруг перестанет помогать людям, чудесный цветок мгновенно завянет, а вместе с ним исчезнет и магическая способность находить древние клады. Так финансовая зависимость героя неожиданно сменяется моральной, причем круг "пострадавших" от его новой деятельности расширяется в геометрической прогрессии: если раньше неприятности сыпались исключительно на его ближайшее окружение, то теперь герой, взяв с собой юную дочь (Алиса Руденко), с присущими ему напором и энтузиазмом начинает активно "творить добро" всем, до кого только может дотянуться.

Две сказки в одном прокате
Любопытно, что фильм "Сокровища гномов" (2025) вышел в прокат практически одновременно с другим семейным фильмом – "Легенды наших предков". Обе картины рассказывают историю непутевого отца, который вместе с дочерью и фантастическими существами отправляется в опасное, но увлекательное путешествие. Однако если проект Ивана Соснина явно ориентирован на подростковую аудиторию, то "Сокровища гномов" рассчитаны на более юных зрителей. Это объясняет ряд сознательных упрощений и условностей в повествовании, которые, с одной стороны, не перегружают детское восприятие (например, такие сложные темы как налоги или юридические тонкости наследственного права остаются за кадром), а с другой – вполне соответствуют канонам классической сказки.

Магия документов
Некоторые моменты картины не только работают на комедийный эффект, но и ярко раскрывают наивный характер главного героя. Особенно забавно выглядит сцена, где 30-летний Рома искренне убежден, что вписанное от руки имя в не заверенном нотариусом документе имеет полную юридическую силу. После этого эпизода вопросы о том, как этот человек вообще умудрился ввязаться во все свои полулегальные авантюры с поддельными запчастями и сомнительными ставками, отпадают сами собой. Единственное, что может вызвать праведное возмущение у вдумчивого зрителя, – это отдельные сцены, где законы физики откровенно игнорируются. Например, когда герой вылезает из воды абсолютно сухим, будто только что не купался. Впрочем, как справедливо замечают создатели, во многих фильмах подобные чудеса случаются регулярно, и никто особенно не возмущается. Видимо, магия в кино действительно существует, если зритель готов в нее поверить.

Волшебство – не только клады
Значительная часть сюжета посвящена важной мысли: на одном только волшебстве далеко не уедешь. Герою приходится много и упорно работать руками, и именно в этих сценах раскрывается его главное положительное качество – он действительно талантливый механик, человек, который не только умеет, но и искренне любит свое дело. Этот момент принципиально важен, так как показывает, что Рома не окончательно потерян для общества, в нем еще сохранились задатки порядочного человека. Кроме того, персонаж демонстрирует здоровое любопытство и открытость всему новому, что делает его постепенную трансформацию более убедительной и органичной. Когда гномы открывают ему глаза на новые возможности, он с энтузиазмом начинает изучать историю потерянных сокровищ, мечтая найти легендарную библиотеку Ивана Грозного или клад Наполеона.

Юмор без пошлости и полезные уроки
Комедийный талант Никиты Кологривого позволяет всей этой истории работать на все сто, во многом благодаря тонкому использованию реверсивной психологии. Даже самому юному зрителю понятно, что нельзя запирать случайных людей в багажнике автомобиля, даже если очень хочется помочь им добраться до нужного места. Или что перетаскивать пожилых женщин через дорогу без их согласия – это не помощь, а похищение. При этом фильм совершенно ненавязчиво, через действие и юмор, преподает детям важные жизненные уроки: о ценности заботы о близких, о важности внимательного отношения к окружающим, о необходимости помогать тем, кто действительно в этом нуждается. Эти моменты поданы без излишней назидательности, но от этого не становятся менее ценными.

Составляющие успеха
С технической стороны фильм выглядит вполне достойно, особенно учитывая его семейную направленность и ограниченный бюджет. Компьютерные гномы органично вписаны в живые сцены, хотя и остаются скорее движущей силой сюжета, чем полноценно прописанными персонажами. Особого упоминания заслуживает музыкальное сопровождение – саундтрек радует приятным разнообразием, включая как классику советской эстрады в лице Пахмутовой и Скляра, так и современные хиты от Агутина и даже "Агаты Кристи". Неожиданным, но приятным бонусом стала сюита Сен-Санса в необычном исполнении "растительного диджея" – этот момент особенно понравится юным зрителям.
Фильм "Сокровища гномов" (2025) в итоге оказываются вполне добротной семейной комедией, которая приятно удивляет, превосходя первоначальные ожидания. При всей простоте компьютерной графики и некоторой схематичности образов самих гномов картина держится за счет живого, остроумного сценария и колоритных второстепенных персонажей, которые добавляют истории обаяния и юмора. Правда, ближе к финалу фильм постепенно теряет свой первоначальный абсурдистский шарм, превращаясь в более традиционную сентиментальную сказку об искуплении и семейных ценностях. Но для детского кино такая трансформация вполне простительна и даже ожидаема. В целом, это достойный вариант для семейного просмотра, который может порадовать и детей, и их родителей.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание