Как написать мегахит: автор песен Макс Мартин раскрывает секреты

Макс Мартин - один из наиболее известных сонграйтеров современности, чьи хиты неоднократно занимали лидирующие места в хит-парадах планеты. По его словам, написать популярный шлягер по силам даже человеку, совершенно не разбирающемуся в современной музыке.

Чем известен Мартин?

Даже если вы не знаете имя Макса Мартина, вы наверняка когда-либо слышали его музыку. С момента своего прорыва в конце 1990-х годов шведский композитор и продюсер выпустил в соавторстве 22 хита, занявших первое место в знаменитом чарте Billboard Hot 100, до него никому, кроме Джона Леннона и Пола Маккартни, не удавалось добиться такого результата.

Автор песен, потрясших 1990-е и 2000-е, Мартин примечателен тем, что творит абсолютно в разных стилях. В его багаже можно найти классическую молодежную поп-музыку 90-х (например, визитная карточка Бритни Спирс - Baby One More Time), поп-рок из 2000-х (Пинк и ее хит, посвященный разводу с мужем, - So What), а также изящные треки в стиле нео-диско этого десятилетия, например "Can't Stop The Feeling!" от Джастина Тимберлейка. Когда Тейлор Свифт начала свою карьеру в качестве кантри-артиста, она привлекла Мартина в качестве своего главного композитора.

В режиме нон-стоп

Довольно загадочный человек, настоящее имя которого - Карл Мартин Сандберг, даже не собирается снижать темп своей работы. Не так давно он стал соавтором очередного хита Арианы Гранде под названием No Tears Left to Cry, а также написал два совершенно потрясающих хита для Эда Ширана - I Don’t Care и Beautiful People, которые в итоге получили великолепные отзывы от музыкальных критиков.

За последние два с половиной десятилетия Мартин стал своеобразным заводом по производству хитов, а 30 его песен были использованы для создания музыкальной постановки в лондонском Уэст-Энде. Спектакль под названием Titled & Juliet предлагает зрителям поразмыслить, что могло бы произойти дальше, если бы Джульетта не убила себя в конце знаменитой пьесы Шекспира.

Отзывы коллег

Билл Шерман, продюсер лондонской постановки, в интервью рассказывал, что сотрудничество с Мартином было «ежедневным мастер-классом по написанию и созданию поп-песен». Шерман сравнивает шведа, который редко дает интервью и практически не появляется на публичных мероприятиях, с Мастером Йодой.

Вместе они разобрали песни Макса на части и снова соединили их воедино, по словам Шермана, это достаточно странный подход к композиторскому ремеслу, учитывая, насколько идеальными остаются оригинальные версии. Иногда результаты получались достаточно дерзкими, например, Baby One More Time была переосмыслена как силовая баллада, в то время как Can’t Feel My Face - прямой отклик на проблемы в личной жизни Арианы Гранде.

Мастер крючков

Шерман потратил значительное количество времени на анализ и реконструкцию песен Мартина для лондонской постановки, по его словам, невозможно предложить более оригинальную строчку для того, чтобы сделать их еще более блестящими. Шерман сравнивает свою работу с деятельностью музыкального режиссера в детском шоу "Улица Сезам". Причина этого проста - и там, и там используется одинаковый принцип, по которому создаются необычные и запоминающиеся композиции, подразумевающий большое количество повторений и "крючков" - часто повторяющихся элементов.

Музыка Макса Мартина построена по тому же самому принципу. Стих - это один крючок, а припев - другой. Композитор всегда говорит о мелодии и стремится найти то, что сделает ее более волшебной для слушателя. Шерман же отмечает, что иногда создается впечатление, что написание песен Макса напоминает какой-то математический процесс, и при отказе от того или иного варианта мелодии он просто говорит, что не чувствует этот вариант подходящим.

Отзывы исполнителей

Шерман говорит, что Мартин очень много думает о песнях, и иногда его мнение кажется слишком субъективным, но у него 25 лет трудового стажа, и сложно поспорить с человеком, обладающим таким послужным списком.

В то же время известно, что Мартин любит придерживаться определенных предписанных им правил написания песен. Новозеландская певица и автор песен Lorde сообщила в 2017 году, что Мартин назвал свой прорывный хит 2012 года Royals примером «неправильного» написания песен. Фоновый хор необходимо вывести на первый план, утверждал Макс позднее, и самая запоминающаяся часть композиции в итоге не получила должного внимания.

Вдохновение из прошлого

Но если даже подход Мартина к созданию хитов нельзя считать единственно верным, в чем секрет успеха его песен? Шерман отмечает, что песни Мартина имеют тенденцию становиться все больше и крупнее по мере их продвижения, начиная с первого куплета и вплоть до припева, которые немного сбавляет обороты перед финальным крещендо. Он говорит, что это делает композиции особенно подходящими для музыкального театра потому, что в этой обстановке всегда хочется услышать песню, которой есть куда развиваться, а многие его композиции делают это так, что такой ход кажется естественным.

Андерс Б. из датской поп-группы Alphabeat, который использует музыку Мартина для вдохновения, утверждает, что его ранние композиции так сильно похожи на хиты группы ABBA, что неопытный слушатель может подумать о том, что мелодия и вокальная аранжировка принадлежат Максу. Андерс также отмечает, что в ранних песнях Мартина, как правило, присутствует большое количество оркестровых инструментов волны, а в классических хитах есть определенные противоречия, которые и привлекают к себе слушателей.

Мнение коллег

Швеция богата талантливыми исполнителями и композиторами, одна из них - София Сомаджо, больше известная как Soso, она неоднократно работала с Мартином над созданием хитов для Бритни Спирс и Кристины Агилеры. Она говорит, что он всегда выделялся из толпы, потому что по-разному влиял на многих своих коллег с помощью рок-музыки. По ее словам, многие авторы песен и продюсеры сейчас слушают музыку и пытаются подражать ей. В случае с Максом ситуация иная, в песнях Pink или NSync можно услышать риффы, похожие на Black Sabbath, причем совпадение выглядит случайным. Сомаджо говорит, что современные авторы песен очень много заимствуют из творчества Макса, в частности проигрывают риффы, свойственные тяжелому року, на синтезаторе.

Использование рок-риффов как поп-приемов, которое он впервые применил, имеет смысл, если учесть его корни. Прежде чем начать сочинять музыку для других артистов в начале девяностых, Мартин был вокалистом шведской глэм-металлической группы It's Alive. Они выпустили только один альбом, который не был хитом, но шведский автор песен - продюсер Дениз Поп обнаружил талант Мартина и предложил ему сотрудничество и работу в студии Cheiron в Стокгольме. В своих интервью Макс признавался, что на протяжении двух лет практически жил на студии, пытаясь понять, что делают продюсеры для того, чтобы раскрутить своих подопечных.

Путь к успеху

К концу девяностых Мартин превратился в настоящего маэстро, создавая хиты с его характерным напыщенным стилем для Бритни Спирс, Backstreet Boys, NSync, Robyn и британского бойз-бэнда Five. Эйфорическое вступление хита Спирс Stronger - это типичный пример способности Мартина привлечь внимание слушателя с помощью невероятной постановки, которая идеально дополняет дерзкая вокальная мощь исполнительницы.

В середине нулевых он сочинял изящный поп-рок с более яркими гитарными партиями вместе с Лукашем Готвальдом, автором песен и продюсером. Песни эпохи Бритни и Backstreet Boys очень сложны в гармонии, там очень много аккордов, с течением времени стиль Мартина стал намного проще. Композитор смог идти в ногу со временем и оставаться популярным в условиях современности.

Ключ долголетия

Шерман отмечает, что скромность - главное достоинство талантливого композитора, в нем абсолютно отсутствуют амбиции, ему чужды пафос и гордыня. Сомаджо согласна с этим высказыванием и добавляет, что Мартин обладает уникальным даром общения со своими соавторами и музыкантами, и в каком-то смысле его здесь можно назвать талантливым психотерапевтом. Некоторые исполнители возвращаются к нему даже спустя несколько лет после совместной работы, например, в 2011 году Макс возобновил сотрудничество с Бритни Спирс после 10-летнего перерыва, написав для нее альбом Femme Fatale.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Дорогие читатели, какая песня Макса Мартина чаще всего играет в вашем плейлисте?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.