Алгорейв и не только: какой будет музыка через 20 лет

Не можете получить достаточное количество отличного дэт-метала? Хорошая новость для поклонников этого музыкального поджанра: неутомимые Dadabots исполняли его в прямом эфире на YouTube 24 часа в сутки, семь дней в неделю с марта – ни разу не повторяясь. Подвиг, скажете вы. Да, это было бы подвигом, если бы музыкальная группа Dadabots состояла из людей. Но, как вы, вероятно, уже догадались, это на самом деле нейронная сеть, генерирующая новую музыку на лету.

Хотя компьютерные системы, производящие музыкальные пастиши, не являются чем-то новым, большинство экспериментов на сегодняшний день сосредоточены на классике: Бахе и Бетховене, например. Но в то время как в западном классическом каноне преобладает гармония, многое в современной музыке отличается не столько мелодией, сколько тембром. Жанры отличаются своими звуковыми текстурами так же или больше, чем мелодическими фигурами. Эта тенденция появилась по той причине, что технология повлияла на запись, производство и производительность.

Переход к музыке, созданной искуственным интеллектом

Проект Dadabots находится на периферии как в музыкальном, так и в технологическом плане, но он подчеркивает тенденцию, которая, вероятно, будет доминировать в ближайшие 20 лет в популярной музыке. Действительно значительные изменения, как в музыке, так и в других сферах, происходят из-за разрушительных инноваций, которые большинство из них не видят: мало кто за пределами Силиконовой долины ожидал появления iPod.

Тем не менее, так же, как в последние два десятилетия преобладал сдвиг от физического к цифровому – от компакт – дисков до MP3-дисков, а теперь и потоков, так и в следующих двух, вероятно, будет преобладать сдвиг от цифрового к музыке, созданной и курируемой алгоритмами.

Успех существующих платформ не означает, что переход произошел

Учитывая огромный успех автоматизированных музыкальных платформ, таких как Spotify, вы можете подумать, что переход уже произошел. Но важно помнить, что компакт-диск, выпущенный в 1982 году, был только первым потребительским проявлением перехода к цифровым технологиям - и по-настоящему пришел только с появлением сети Napster в 1999-м и плеером iPod в 2001. В течение следующих двух десятилетий мы можем ожидать появления умных машин, преобразующих то, что мы делаем в музыкальной сфере

Игра на слух

Музыкальный контроллер Ребекки Фибринк не выглядит большим: это просто микробит, образовательный компьютер, который помещается в вашу руку. Это программное обеспечение, которое заставляет его оживать: система под названием Wekinator, которая стремится упростить создание музыки следующего поколения с использованием машинного обучения. Wekinator учится на человеческих действиях и связывает их с компьютерными ответами, тем самым устраняя необходимость кодирования.

Фибринк держит контроллер в воздухе и связывает его со звуком, а затем повторяет процесс в другой точке пространства с другим звуком. Перемещение между двумя точками приводит к плавному переходу от одного звука к другому – приятный эффект. Но именно тогда, когда она перемещает контроллер в третью точку, вне линии, он действительно вступает в свои права: Wekinator создает новый звук. Если вам это нравится, вы можете сохранить его и добавить больше; если нет, вы можете попробовать еще раз.

Wekinator можно использовать для создания музыкального контроллера, который изменяет звук с помощью выражения лица.

Это всего лишь один из бесчисленных способов использования Wekinator, от выступлений, которые сочетают музыку и движение, чтобы позволить ИИ создавать музыку. Фибринк, старший преподаватель по вычислительной технике в Лондонском университете, говорит, что это для создания новых музыкальных инструментов и опыта, которые не могут быть воспроизведены на стандартной MIDI-клавиатуре - позволяя людям "демонстрировать" хорошую музыку на компьютере методом проб и ошибок, а не пытаться заранее ее закодировать.

"Описать хорошую мелодию действительно трудно, будь то в музыке или в математике, - говорит Фибринк. - Но действительно легко играть мелодию, которая нам нравится".

Как и проект Dadabots, Wekinator решает центральную проблему современной музыкальной композиции: поиск интересных мест в девятимерном "тембровом пространстве" - то, что предыдущие два поколения музыкантов могли бы сделать с сэмплами или эффектами, – а затем наметить пути между ними для создания музыки. В обоих случаях человеческий вклад имеет решающее значение.

Эксперименты с искусственным интеллектом

Музыканты уже экспериментируют с ИИ, но пока нет установленной модели того, как это работает. Музыканты могут не только демонстрировать свои результаты работы с ИИ и выбирать из бесчисленных вариаций, которые он производит, но и использовать его для мозгового штурма новых идей, автоматизировать задачи, которые некоторые находят умопомрачительно скучными, используя "машинное прослушивание".

Следует отметить, что идея использования технологий для повышения производительности отнюдь не нова: AutoTune, система, которая исправляет расстроенные ноты, позволила многим музыкантам сделать успешную карьеру.

Простые слушатели тоже выигрывают: у нас появится возможность наслаждаться творческим опытом. К тому же в последнее время исследователи использовали данные из караоке-приложения Smule для обучения системы искусственного интеллекта, чтобы он мог делать то же самое более естественно. Но потенциал ИИ заключается в том, чтобы позволить любому человеку сочинять, а также исполнять музыку.

Саундтрек вашей жизни

После того как музыка стала цифровой, стало меньше причин для сохранения одиночных или альбомных форматов: но сортировка миллиардов MP3–файлов сама по себе представляла новую и незнакомую проблему - особенно когда они были размещены в одноранговых сетях обмена, таких как Napster или via BitTorrent, с небольшой категоризацией и большим количеством неверных меток. Поисковые системы, музыкальные сайты, блоги и форумы сообщества - все это сыграло свою роль в том, чтобы помочь людям найти свой путь.

В течение нескольких лет основными музыкальными единицами для многих слушателей стали рекомендации в социальных сетях, YouTube и Spotify. В каждом случае это алгоритм, который будет решать, что вы слышите – и критически, что вы услышите дальше.

Никогда еще не было так легко получить музыку, как сегодня. Но гораздо сложнее выделиться, потому что люди слушают гораздо больше: вы не можете просто выпустить трек и обеспечить, чтобы люди слушали его снова и снова.

Алгоритмы

Столкнувшись со всем этим, зачем вообще беспокоиться о людях? Ходят слухи о музыкантах, которые, похоже, не существуют вне музыкальных платформ. Сегодня ожидание заключается в том, что они являются музыкантами-подмастерьями, оседлавшими алгоритмический прилив, но легко представить себе, что алгоритмы займут свое место в течение следующих нескольких лет - и есть стартапы, стремящиеся получить все, начиная от поп-хитов и заканчивая окружающими звуками.

"Алгоритмические инструменты, используемые для рекомендаций, - это очень умные способы, основанные на том, что они знают о вас, но рекомендации всегда были только одним способом обнаружения музыки. Просмотр - это другое: по-прежнему нет действительно хорошего цифрового эквивалента для перелистывания виниловых пластинок. И отчасти привлекательность музыки заключается в том, как она вплетена в нашу культурную и социальную жизнь. Многие из наших самых драгоценных музыкальных воспоминаний являются результатом незабываемых событий, счастливых случайностей. Это трудно для алгоритма, который знает вас только через экран для репликации.

Но через 20 лет это может измениться. К примеру, Endel уже отслеживает ваше местоположение, движение и сердцебиение; умные помощники, которые знают о вашей жизни, возможно, будут и дальше развиваться (не исключено, чт появятся гарнитуры для чтения мыслей, которые смогут предсказать, какую музыку вам стоит включить именно сейчас - в связи с вашим настроением.

Идеальный диджей

Это обещание всегда включенного диджея, идеально настроенного на ваши настроения и действия, может показаться некоторым совершенством. Для других это будет казаться удушающим, нарушающим уединение и бесчеловечным, лишающим возможности рассказать наши собственные истории о том, как мы находим и наслаждаемся музыкой. Вот тут-то и появляется последняя планка музыкального открытия О'Брайена: "Физический формат - будь то живая музыка или упаковка или товары – это способ создания фанатов, именно потому, что это не так сразу".

Виртуальный тур

С доходами от потоков, составляющих достойную жизнь только для нескольких лучших процентов художников, живая игра стала важной частью для работающих музыкантов, хотя большинство может только мечтать об аудитории, насчитывающей тысячи человек. Большинство, должно быть, смотрели с благоговейным трепетом на число людей, которые недавно пришли на выступление DJ Marshmello: в какой-то момент их было больше десяти миллионов. Неплохо для человека, который носит ведро на голове, чтобы скрыть свою личность.

Еще одна возможность - сделать звезды виртуальными. Как и в случае с автоматизацией других видов работ, виртуальные поп-звезды имеют свои преимущества - они могут гастролировать и выступать постоянно, а то и вообще в нескольких местах одновременно. И для большинства своих поклонников они не более недоступны, чем члены BTS или One Direction.

Что ждет в будущем тех, кто предпочитает музыкантов "во плоти"? Сегодняшние аудиовизуальные зрелища, скорее всего, будут охватывать элементы виртуальной реальности или использовать дополненную реальность для дополнения живых концертов реальных музыкантов. Можете быть спокойны: по мнению экспертов машины не захватят власть! Люди и алгоритмы смогут совместно работать над новыми захватывающими выступлениями.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какую музыку предпочитаете вы - созданную программами или живыми людьми?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.