Стало понятно, что это триумф: история создания рок-оперы Jesus Christ Superstar

Ровно 50 лет назад, 12 октября 1971 года, на Бродвее состоялась премьера спектакля с громким названием "Иисус Христос - суперзвезда". Его автором был тогда еще неизвестный композитор Эндрю Ллойд Уэббер. В будущем рок-опера станет одной из культовых в своем жанре. Ее будут называть знаковым явлением в культуре XX века. Но в те годы подобный успех, наверное, не мог предсказать никто из современников.

Истоки создания

"Отношения Иуды и Иисуса будоражили меня с ранних лет, когда я только узнал об их библейской истории, - признается Эндрю Ллойд Уэббер. - Будучи подростком, я часто слушал главный хит Боба Дилана With God on Our Side, где он поет о том, что Бог был на стороне Иуды. Я думаю, что история его предательства - это отражение политической ситуации той эпохи".

Поэтому создатели оперы решили уделить большее внимание именно истории Иуды. Он оказывается в центре драматического сюжета. "Нам никогда не нравилось, что в Евангелии Иуда - это примитивный и картонный злодей, - объясняет Тим Райс, один из создателей оперы. - Мы хотели его очеловечить, показать сомнения в правильности выбранного им пути. Никто не предает близкого человека без веского повода. Очеловечить мы хотели и самого Иисуса Христа. Для нас он не воплощение Бога. Это живой человек".

Предтечи новой оперы

Рок-опера стала отражением бунтарского нрава, захватившего молодежь в 1960-1970-х годах. Уэббер и Райс к тому времени уже успели написать несколько успешных музыкальных композиций. Окрыленные успехом, они решили замахнуться на более рискованный проект. Им стала их собственная интерпретация евангельской легенды о Христе и Иуде. Тогда они загадали, что их рок-опера должна стать успешным театральным мюзиклом. Но едва ли они представляли, насколько популярной она будет.

Впрочем, мечтать об успехе оказалось куда проще, чем достичь его. Театральные продюсеры не решались инвестировать деньги в столь рискованное мероприятие. Переосмысление евангельского сюжета показалось им обреченным проектом. К тому же рок тогда почти не звучал на театральных подмостках. Поп был намного популярнее, но Уэббер и Райс не согласились отходить от намеченных планов.

"Иисус Христос - суперзвезда" не был классическим мюзиклом. Обычно песни на сцене сменялись диалогами и театральными вставками. Рок-опера предполагала, что все фразы герои будут петь, а не проговаривать. Уэббер и Райс не нашли поддержки у продюсеров, поэтому сначала решили записать концептуальный альбом.

Альбом вышел только через год

Это было достаточно разумное решение: рок в те годы пользовался огромной популярностью. На создание альбома ушел почти год. Он вышел в сентябре 1970 года. Его продолжительность составила целых 87 минут. К альбому прилагался 28-страничный вкладыш с полным текстом оперы.

Что интересно, альбом быстро стал популярен в Америке. В начале 1971 года ему даже удалось возглавить престижный чарт Billboard. В родной для Уэббера и Райса Великобритании успех был более скромным. BBC даже запретила трансляцию оперы на радио, посчитав ее слишком кощунственной.

Тем не менее театральные продюсеры заинтересовались оперой.

Попытки "пристроить" свою театральную постановку

Уэббер и Райс попытались "пристроить" оперу в компанию Apple, основанную участниками группы "Битлз". Те хотели помогать молодым авторам и изначально заинтересовались постановкой. Но до реализации дело не дошло. "Битлы" погрязли в междоусобных конфликтах и передали управление компании в руки бюрократам. А те не особо интересовались новой рок-оперой.

Примечательно, что первые премьеры постановки состоялись в студенческих театрах. Популярность оперы в Америке была настолько высока, что студенты стали ставить ее на сценах любительских университетских театров. Тогда "Иисусом - суперзвездой" заинтересовался Роберт Стигвуд - опытный продюсер. Именно он организовал концертное турне, а потом и первую постановку на Бродвее.

Долгожданная премьера на Бродвее

Премьера на Бродвее состоялась 12 октября 1971 года. Рок-опера получила смешанные оценки. Постановка получила пять номинаций на премию "Тони", но не сумела выиграть ни одной из них.

Примечательно, что ни Уэбберу, ни Райсу интерпретация оперы не понравилась. Они называли ее "слишком вульгарной и безвкусной". "Никогда моя работа не получала столь неверной трактовки", - сетовал Уэббер.

Лондонская премьера и визит Шостаковича

Рок-опера продержалась на сцене Бродвея почти два года. А в августе 1972 года ее премьера состоялась в Лондоне. Примечательно, что именно в Британии успех оперы был куда выше, чем Америке. Постановка продержалась на сцене почти восемь лет. Ее уже тогда называли культовой.

Что интересно, в 1975 году на рок-опере побывал сам Дмитрий Шостакович. "Это один из тех моментов в моей жизни, которыми я горжусь больше всего, - признается Эндрю Ллойд Уэббер. - Шостакович был моим кумиром. Он подошел ко мне и сказал, что сам бы хотел написать нечто подобное. Для меня сложно найти лучшую похвалу".

Успех, протесты и скандалы

Благосклонно к рок-опере отнесся и сам папа римский. Павел VI считал, что подобная популярность постановки пойдет на пользу христианской вере. Альбом с оперой транслировали и на радио Ватикана.

Но похвала от папы римского не спасла рок-оперу от критики. Христианские организации постоянно высказывали свое недовольство. Оперу называли "кощунством и святотатством".

Сильнее всего верующих возмутило название мюзикла, которое посчитали слишком вульгарным и светским. Само использование третьего слова "суперзвезда" по отношению к Божьему сыну называли кощунственным и оскорбительным. Что интересно, страсти по опере не улеглись до сих пор. В 2018 году в Греции попытались запретить постановку мюзикла, обвинив театр "Акрополис" в Афинах в святотатстве.

"Иисус Христос - суперзвезда" в СССР и в России

В СССР власти никогда не поддерживали постановки на религиозную тематику. Рок тоже был чужд советской идеологии. И все же рок-опера пользовалась огромной популярностью у молодежи. Оперу стали распространять подпольно. Считается, что именно ее текст стал "христианским ликбезом" для советской молодежи, которая была незнакома с библейскими сюжетами. Музыканты подпольно записывали композиции из оперы. Их записи были опубликованы только в 2005 году.

Оперу несколько раз перевели на русский язык. После распада СССР ее регулярно ставят и российские театры. Хотя и тут без скандалов не обходится. Православные активисты постоянно требуют запретить постановку, называя ее оскорбительной и вульгарной.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы смотрели рок-оперу "Иисус Христос - суперзвезда"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.