Получал немыслимые гонорары и легко тратил их на все земные блага: как советский поэт-песенник Онегин Гаджикасимов стал иеромонахом Симоном

Представители старшего поколения наверняка помнят имя Онегина Гаджикасимова - поэта, песенника, музыканта. Его песни исполняли великие артисты того времени: Муслим Магомаев, группа "Веселые ребята", Валентина Токунова и многие другие. Но на пике своей карьеры Онегин вдруг отрекся от всего мирского и обратился в православие, стал монахом и порвал все связи с прежним миром.

Необычное имя

Необычное имя режет слух. Им наградила сына мать, Махтабан-ханум Гаджикасимова, первая среди азербайджанских женщин сумевшая защитить диссертацию по детской психологии. У нее было четверо детей, и одного из сыновей она решила назвать в честь самого знаменитого литературного героя А. С. Пушкина - Онегина. Интересно, что имя Евгений она даже не рассматривала. Онегин - и точка. Полное имя поэта звучало как Онегин Юсиф-оглы Гаджикасимов.

Детство

Онегин рос в большой семье, которая обитала в старом купеческом доме, отобранном советской властью еще в годы революции у прежнего хозяина. Ходил, как все, в школу, по окончании поступил в Литературный институт и там встретил свою будущую супругу Валерию. Однако учиться ему не пришлось, призвали в армию. Ушел на долгих три года в морскую авиацию.

Три года Онегина Гаджикасимова ждали учеба и любимая девушка. Ей за весь период службы в армии он написал и отправил почти восемьсот писем. Через три года молодой человек благополучно вернулся из армии и сразу же сделал предложение Валерии. Поженились. Через год родился сын, которого нарекли в честь деда - Юсифом. Закончил учебу, и так случилось, что ему посчастливилось получить работу в редакции Всесоюзного радио. Там он готовил передачи об эстраде, не только местной, но и зарубежной. Эта работа стала для него отправной точкой. Руководство было довольно его рвением, но они и представить не могли, что Онегин по ночам начнет писать стихи, вдохновившись западной музыкой, к которой у него был свободный доступ.

Музыкальная карьера

Первые пробы пера практически сразу стали популярными и ушли в народ. Со временем стихи превращались в песни, музыку к которым писали лучшие композиторы того времени. Песни на стихи Онегина стали глотком свежего воздуха, неким мостом между советской и западной культурой, к которой лишь у единиц по всей стране был доступ. И это было настоящим чудом - узнать, что на другом континенте люди живут теми же эмоциями: любят, грустят, тоскуют.

Сила искусства

Надо сказать, что музыкальным фоном советской жизни была лишь «монументальная патриотическая лирика». Молодежь втайне не любила такую музыку, ведь под нее невозможно было веселиться и танцевать до упаду, как это делала западная молодежь под хиты тех же битлов. То ли дело музыка Гаджикасимова, его шлягеры действовали на молодое поколение словно магнит, и верховная власть действительно испугалась такого колоссального влияния на умы молодежи. Чего стоит только "Восточная песня" на музыку Давида Тухманова, которую исполнил Валерий Ободзинский, на следующий же день проснувшийся знаменитым на весь Советский Союз. А вот верховная власть усмотрела в этой песне скрытый намек на саму себя.

Запреты

Если власть что-то захочет увидеть, она это увидит. Существовавший в то время совет цензоров песню, в которой есть слова "В каждой строчке только точки после буквы "л", пропустил и дал разрешение на ротацию. Казалось бы, в песне все предельно ясно: история о любви. Но неожиданно власть усмотрела в этой песне странный намек аккурат перед празднованием 100-летия со дня рождения Владимира Ленина. Да и имя нынешнего руководителя страны также начиналось на букву "л" - Леонид Ильич Брежнев. Сейчас нам это кажется до смешного глупым, но в те далекие времена вопрос был очень серьезный. В итоге запретили не только транслировать песню по радио, но и записывать пластинку для частного прослушивания.

Опала артиста

С момента запрета на трансляцию этой песни началась опала артиста. Его песни вырезали из концертов и "голубых огоньков", снимали с трансляций на радио, размагничивали пленки и даже перестали называть его имя в ходе различных концертов. Были среди коллег по творческому цеху и завистники, которые тоже внесли свою лепту в уничижение поэта из зависти к его огромной популярности и гонорарам. И первым из них был поэт Лев Ошанин, которого Советский Союз знал по песне "Пусть всегда будет солнце". В одном из интервью он назвал песни Онегина однодневками, которые не обогащают духовно. Но надо уточнить, что не каждая песня-однодневка удостаивается таких исполнителей, как Муслим Магомаев, Валентина Толкунова, Валерий Ободзинский, ВИА «Музыка» и др. Песни Онегина пели не только певцы со сцены, их распевала вся страна.

Зависть и травля

Но не только современники обожали песни Онегина Гаджикасимова. Молодое поколение также слушает и исполняет, правда, на свой, современный лад эти хиты, которые также пользуются бешеной популярностью. Онегину завидовали не только коллеги, но и чиновники. И причина банальна - это деньги. Пластинки с песнями уходили многомиллионными тиражами, а это приносило немыслимые гонорары, десятки тысяч рублей. Руководство страны различными методами пыталось повлиять и ограничить полет творческой мысли талантливого поэта, но это, конечно, было невозможно. Травили Гаджикасимова мастерски, со всех сторон, без устали много лет подряд. Хотя сам Онегин понимал, что слава преходяща и все может рухнуть в один момент. Современники вспоминали, что он мог прийти в магазин, высыпать на прилавок кучу денег, потом устраивать самые настоящие пиры с друзьями. Для друзей он всегда был щедрым человеком.

Религия

Однажды в руки Онегину попала Библия. Он прочитал ее буквально за одну ночь... и поставил родственников и друзей в тупик, говоря, что на замену внешнему зрению пришло внутреннее.

Он бросает все и в прямом смысле слова едет куда глаза глядят. Садится в поезд и выходит лишь в небольшой белорусской деревушке. Ищет там церковь, принимает православие. Нет больше того знаменитого поэта, щедрого друга, хлебосольного хозяина. Он избавляется от всех своих ценных вещей, отдает квартиру и селится в заброшенной даче.

Друзья его ищут, но безрезультатно. Лишь одна фраза является ответом на все вопросы: ушел в религию. Затравленный, практически сломленный, он не знает, что до падения жестокой советской системы остается всего три года, но чувствует, что в мире больше нет для него места и не будет никогда. Музыка стала пошлой, рассчитанной на сиюминутное удовлетворение культурных потребностей, качество музыки кануло в Лету. Онегин не мог найти гармонии в суетном мире, как бы мы сейчас сказали, шоу-бизнеса, но обрел ее в религии.

Оптина пустынь

В 1988 году Онегин перебирается на Оптину пустынь и постригается в монахи. Перед ритуалом ему полагалось пройти классические испытания: месяц суточного стояния на воротах, месяц отдохновения, месяц послушаний. Со всеми испытаниями Онегин справился легко, да к тому же перечитал всю имеющуюся в монастыре литературу. Так получилось, что он попал туда в период начала восстановления храма, поэтому с энтузиазмом взялся за строительное дело. Через некоторое время Онегин был пострижен в монахи и наречен новым именем - Силуан.

В последние годы здоровье стало его подводить, нашли прогрессирующее заболевание. Однако никакие лекарства он не принимал. Принял великую схиму с именем Симон. Тем самым навсегда отрекся от всего мирского.

Умер иеромонах Симон в 2002 году.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что вы знаете об этом удивительном человеке? Помните его песни?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.