“Прошла со мной все беды и победы”: Михаил Шуфутинский о своей молодой супруге

Имя советского и российского шансонье Михаила Шуфутинского традиционно вспоминают в начале осени – его хит “3 сентября” стал и самой узнаваемой песней певца, и мемом в Интернете. Сам музыкант не считает ее какой-то выдающейся, а скорее относит к разряду проходных, а потому искренне не понимает, в чем секрет ее популярности у аудитории. Шансонье, который в этом году приготовил юбилейную программу “3 сентября, или 30 лет спустя”, рассказал о разнице между отечественным и зарубежным шоу-бизнесом и признался, от каких песен вынужден отказываться сегодня.

“Это время – сумасшедший дом”

Михаил Захарович признается, что август-сентябрь всегда для него особенно напряженное время: начало нового сезона, сопровождающееся подготовкой к концертам, гастролям, участию в публичных мероприятиях. И, конечно, из всех радиостанций звучит “3 сентября” – композиция, неизменно ассоциирующаяся с Шуфутинским. Сам он признается, что история песни началась в 1993 году, когда она была записана: “Изначально планировался обычный “медляк”. Мы играли ее на вечерах. А лет пятнадцать спустя она получила второе дыхание: именно тогда и началось это сумасшествие”, – шутливо отвечает Шуфутинский.

Выходной как концерт

Что делает певец в этот день? Это, пожалуй, самый распространенный вопрос, задаваемый Михаилу Захаровичу. 3 сентября не обязательно должно сопровождаться его выступлением. Певец признается, что в последние годы стал сам выбирать дни, когда ему работать, а когда отдыхать. Однако и полноценным отдыхом этот день назвать нельзя: “3 сентября отмечают день рождения сразу два моих близких человека. Однажды я отказался от выступления, чтобы отдохнуть на празднике в компании друзей. Но на деле это получился почти что концерт: телевизионщики выпустили видео, где в прямом эфире на вечеринке мне все же пришлось спеть”. Шуфутинский добавляет, что за многие годы песня еще не вызывает у него отрицательных эмоций: ему больше нравятся различные кавер-версии, когда “3 сентября” перепевают не только в России, но и в других странах.

Что в песне главное

За современным шансоном Михаил Захарович старается следить, отмечая новые имена в жанре: “Сегодня многие спрашивают, что происходит с шансоном в России? Отвечу: ничего. Он как был, так и есть. Появляются новые исполнители, в тексты добавляется много юмора, они находят своего зрителя. Главное, что отличает этот жанр от других, – то, что и о чем песня. Не столь важно, как именно ты ее исполняешь”.

Сегодня очень важно подбирать содержание, чтобы оно соответствовало твоему миропонимаю и осознанию, что происходит вокруг. Многие начинающие исполнители забывают об этом, превращая песни в способ заработка. Шансон остается вне моды, поскольку априори этот жанр говорит о важных вещах. Что будет завтра – неизвестно.

Большое значение имеет смысл песен, того, о чем в них поется. Потому кажется, что сегодня нет артистов, заслуживающих большого внимания. Совсем не обязательно быть в жанре молодым по возрасту: есть немало примеров, когда люди “начинали” в шансоне будучи немолодыми.

Музыка сегодня

Михаил Захарович в неделю получает 50-60 писем с музыкой и текстами. К сожалению, не хватает времени, чтобы ознакомиться со всеми, и певец чувствует некую долю вины: все-таки начинающие авторы старались и лелеяли надежду, что их песни могут понравиться шансонье. При этом большая часть предлагаемого материала включает любовные, романтические композиции. “Это очень признательно, что авторы видят меня в качестве исполнителя, но с высоты моего возраста исполнять такое уже не кажется правильным. Сегодня подобная лирика должна быть для меня очень личной и глубокой, потому я не могу просто взять и начать петь все, что мне присылают. Если и найдется “та самая” композиция, то это будет одна из тысячи. Все это давно перепето – чувства, заслуживающие глубокого преклонения”.

От 90-х к мировым эталонам

Многие считают, что первая слава Михаила Шуфутинского пришлась на 90-е годы. На деле же, несколько пластинок на русском языке он выпустил еще в 80-х, когда перебрался в Америку. Именно в той стране началась его популярность: артист проработал во многих коллективах, выступал в клубах, трудился звукорежиссером тогдашних американских звезд. И лишь потом приехал в Россию на свой первый концерт, будучи уже известным в нашей стране на тот момент.

Вспоминая начало карьеры, Михаил Захарович отмечает отсутствие в России порядка в плане выпуска пластинок: многое делалось “кустарным” способом, не хватало четкого контроля и планомерности действий, отсутствовал пост-продакшн. Чего не скажешь об Америке, где он увидел обратную сторону музыкальной индустрии своими глазами. Сегодня в нашей стране, отмечает певец, компании, создающие артистов, научились работать так, как принято во всем мире: четко и результативно.

“Стою особняком”

Говоря о том, хотелось ли Михаилу Захаровичу когда-нибудь покинуть шоу-бизнес, он отвечает: он никогда не ощущал себя его частью, а оставался где-то поблизости. “Я самостоятельный исполнитель – у меня нет директора, спонсоров, я сам себе продюсер. К тому же, ни разу в жизни я не испытал разочарования, поскольку занимаюсь любимым делом. Я никогда не “использовал” музыку ради популярности и славы: уже тогда, в начале 80-х, я работал в Америке, чтобы заработать на хлеб себе и своей семье”. Вернувшись в Россию, Шуфутинский увидел, насколько здесь его любят, что и стало причиной, чтобы продолжить карьеру. В итоге артист стал звездой на два материка, поклонники его песен имеются на обоих континентах.

Жизнь на два берега

Что для Шуфутинского оказалось лучше: выступать в родной стране, но без права исполнять песни, которые нравились, или жить на чужбине, выступая в ресторанах для эмигрантов, но со “свободой слова”? Точного ответа Михаил Захарович не дает, поскольку познал обе стороны вопроса. Он уверен: важно быть там, где тебя любят, где ты нужен и где нравится тебе. “Главная цель музыканта – порадовать публику, которая нуждается в тебе, порадовать чем-то новым. Ради своего зрителя ты сочиняешь, записываешь, выступаешь. И радуешься, получая от публики взаимную отдачу”, – считает певец.

Плюсы и минусы эмиграции

Находясь в эмиграции, Шуфутинский понимал, что “ресторанное выступление” – не тот стиль и формат, которым бы он хотел заниматься. Это было скорее временным перепутьем, чтобы заработать хоть что-то. В это время Михаил Захарович выпускал новые альбомы и рос как исполнитель, а позже зрители стали приходить в те же рестораны, чтобы послушать его новые песни. “Эмиграция – это ностальгия. У меня не было стремления стать звездой, я воспитывался в скромной по финансовым меркам семье. Даже выступая в ресторанах, будучи вдали от родных берегов, я получал удовольствие от того, чем занимался. И особую радость от того, что меня приходили послушать люди, которым мои песни были необходимы”.

Пару слов о личном

За свою многолетнюю карьеру Михаил Захарович никогда не оказывался в центре скандалов: ни с кем не ругался, никому не переходил дорогу. Единственное, что интересного могут найти сегодня журналисты из жизни певца – его отношения со Светланой Уразовой, младше его на 28 лет. Но и здесь Шуфутинский не делает тайны: “Она пришла в мой коллектив после хореографического училища, вскоре стала самостоятельно ставить танцы для концертов. А вообще, она прошла со мной и беды, и победы”. Певец признается: он обратил на девушку внимания сразу же, но никогда не рассматривал ее в качестве спутницы жизни. После того, как в 2015 году он остался один, все изменилось: на вчерашнюю верную помощницу он уже смотрел другими глазами. Михаил Шуфутинский не скрывает, женитьба со Светланой открыла ему новый смысл, понимание, каким нужно быть, умение радоваться жизни вокруг. Певец добавляет, что был бы не прочь снова стать отцом, а сколько именно хотелось бы детей – не так уж и важно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы узнали что-то новое из жизни Михаила Шуфутинского?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.