Скатерть на столе и не только: хорошие приметы на Руси во время застолья

Застолье на Руси всегда рассматривалось как некое священнодействие. И так было не только во времена язычества, но и с распространением христианства. Трапезу сопровождало большое количество разнообразных традиций, ритуалов и примет. Некоторые из них сохранились до наших дней.

Женщины сидели ближе к печи

Члены семьи садились за стол в соответствии со строгим порядком - и в праздники, и в будние дни. В "красном углу", под иконами, сидел глава семьи. Вокруг него рассаживались мужчины по старшинству и в соответствии с родством. Женщины сидели напротив мужчин, поближе к печке.

Магическая скатерть

На праздники на столе обязательно присутствовала скатерть. Считалось, что она имеет магические свойства, отделяя два мира - реальный мир живых людей и потусторонний. Под скатерть в некоторых деревнях клали столовые приборы для умерших родственников. А также существовало поверье, что монета, положенная под скатерть, отведет от дома нищету. По всей вероятности, крестьяне подобным образом пытались откупиться от нечистой силы.

Медь, отгоняющая бесов

В будни на столе стояла деревянная посуда или глиняная, а на праздники - медная. Меди придавалось большое значение. Люди верили, что она способна выгнать злых духов из дома. При этом считали, что беды будут реже посещать семью, если праздничной посуды в доме будет много.

Первый кусок - мужчине

В христианские времена застолье начинали с молитвы. На праздничном обеде хозяин встречал гостей чаркой водки и кланялся им, как и хозяйка. После чего выносились братины с медовухой и пивом, которые символизировали общность всех собравшихся на пир.

Первый кусок и первый глоток полагалось отведать мужчине. Это был либо хозяин, либо гость, который был знатнее его. Смысл этого обычая был неоднозначным. С одной стороны, это была проверка - не отравлено ли блюдо или питье.

А с другой, считалось, что если первым пьет или ест мужчина, то еда и вода будут "сладкими". Есть и третий вариант толкования. Первый кусок во время трапезы символизировал жертву, которую приносили нечистой силе, задабривая ее, чтобы в доме были покой и счастье и не было никакого вреда домочадцам.

Поклонение солнцу

У восточных славян существовал культ хлеба. Даже разрезать каравай нужно было по-особому. Для этого имелся специальный нож. Это ответственное дело доверяли только хозяину, и начинал он "с головы", то есть с верхнего края. В некоторых местностях существовал обычай: каждому гостью и члену семьи кусок хлеба отрезался на улице. Хозяин становился напротив солнца или того места, куда зашло дневное светило. Это было отголоском поклонения солнцу, часть из его свойств славяне переносили на каравай.

Упустить нож - к беде

Там, где были сильны христианские традиции, хлеб резали в доме, на столе. Перед этим его крестили три раза. Это делалось тупой стороной ножа. После этого хозяин разрезал каравай на ломти и потчевал пирующих. Девушкам и парням резать хлеб не разрешалось, так как они еще не успели никого окрестить. Резать буханку нужно было по направлению "к себе" и только сверху, поскольку низ ассоциировали со смертью. Хлеб, упавший на пол, нужно было поднять и поцеловать, как бы извиняясь перед ним, и произнести: "Господи, помилуй". Если же падал нож, ждали беды.

Горбушка - женская еда

У славян существовали поверья, связанные не только с разрезанием хлеба, но и с его поеданием. Так, крестьяне считали, что хлебную горбушку нужно отдавать девочкам-подросткам, чтобы у них росла грудь. На свадьбе также существовали приметы, связанные с горбушками. Ими, например, кормили молодую жену, если она хотела, чтобы у нее родился младенец мужского пола.

А если она мечтала о появлении на свет девочки, ей нужно было есть ломти хлеба, взятые из самой середины каравая. Когда женщина уже была беременной, ее также кормили горбушками или ломтями из середины буханки, в зависимости от того, ребенка какого пола она хотела родить.

Гости валились с ног

Застолья на Руси могли длиться долгими часами. За кушаньями следовали пляски и игры, после которых пирующие вновь возвращались к угощениям. Существовал обычай, согласно которому хозяин "уговаривал" гостя выпить водку. Первый подносил второму полный стакан, кланялся в ноги и ложился на пол. Хозяин лежал так до тех пор, пока гость не выпивал все до дна. Иногда гость после этого сразу же валился с ног.

Жертва богам

Конец застолья также был важным этапом трапезы. Гостям нужно было выпить и съесть все, что им было предложено, чтобы ночью жилище не посетили бесы - доедать угощение.

В конце подавалось "разгонное блюдо" и пелась "разгонная" песня. Таким блюдом могли быть кутья, кисель, курник, вареная свекла, пшенная каша или каравай. Иногда блюдо, подаваемое в конце пира, было символом жертвы богам. Принося ее, пирующие объединялись, как и в случае с братиной. Тогда подавали, например, гуся, курицу, жареного поросенка. Разрезание его осуществляли мужчины, и гости брали его с собой.

Но и это еще не было окончанием пира. Хозяин "на постельку" или "на дорожку" подносил гостям чарку с бражкой или с вином. Женщины пели песни, которые назывались "выпроваживающими". Их сопровождали пожелания хорошей дороги и сожаления о том, что все уже выпито и съедено.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что вы знаете о традициях русского застолья?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.