Ученые выяснили, почему комаров тянет к цветам не меньше, чем людей: исследование

Многие люди думают, что комары питаются исключительно кровью людей и животных. Однако подобное мнение далеко от истины. Главным источником их пищи являются растения, а если быть точнее, то нектар. Эти крохотные насекомые обладают превосходным обонянием, поэтому способны находить цветы на больших расстояниях. И, как недавно выяснили ученые, к представителям флоры их тянет не меньше, чем к людям. При этом растения — это не просто источник пропитания. На них кровососущие насекомые также откладывают яйца, из которых впоследствии вылупляются опарыши.

Какие запахи притягивают комаров?

На сегодняшний день ученым известно мало информации по этому поводу. И это несмотря на то, что изучение этого вопроса осуществляется уже довольно давно. Так, например, остается загадкой, почему запах одних цветов притягивает насекомых, а других — отталкивает. Если когда-нибудь удастся разгадать эту тайну, то получится создать новые репелленты, безопасные для людей, а также более эффективные ловушки для комаров.

Но важно понимать, что представляет собой запах. Он есть у растений, людей, животных и любых других предметов. Но это не просто приятный аромат или зловоние. Запах — это сложная комбинация химических веществ. Так, например, в розе их содержится более 300. При этом комары способны не только улавливать его на больших расстояниях, но и распознавать отдельные вещества.

Что удалось выяснить ученым?

Команда специалистов из компаний UW, Virginia Tech и UC San Diego в результате своих исследований обнаружила химические сигналы, заставляющие комаров опылять некоторые виды орхидей. Как сообщается в опубликованной статье, эти цветы производят тонкий и сбалансированный букет ароматов, стимулирующих обоняние насекомых. Соединения могут оказывать как притягательное, так и отталкивающее воздействие на насекомых. При этом все соединения воздействуют на один и тот же отдел головного мозга.

Но и это далеко не все. Самое удивительное заключается в том, что растения привлекают комаров так же сильно, как и тепловое излучение человеческого тела. Но вот понять природу подобной взаимосвязи на сегодняшний день так и не удалось.

Что происходит в головах комаров?

При изучении насекомых ученые использовали различные методы исследований. Им буквально удалось заглянуть в их мозг и понять, что в нем происходит. Запах активизирует электрические импульсы в усиках, расположенных на крошечных головах. При этом в антенной доле мозга образуются нейронные связи, по которым поступающие сигналы принимаются и обрабатываются. Здесь то и была обнаружена разгадка.

Если запах обладает притягательным эффектом, то задействуются одни области антенных долей, а если отталкивающим — другие. Из этого следует, что комары не только различают присутствие запаха, но и обрабатывают соотношение химических веществ, формирующих его.

Многим людям изучение природы распознавания комарами запахов может показаться бессмысленным, но это далеко не так. Если ученым удастся понять, как это происходит и какие ароматы оказывают отталкивающее воздействие, то со временем получится создать новые репелленты на основе натуральных компонентов, которые будут совершенно безопасны для человека. А это значит, что люди получат надежную защиту от комаров, являющихся переносчиками многих серьезных заболеваний, от которых ежегодно умирают сотни тысяч человек по всему миру. А это несомненно является очень важной прерогативой, ведь намного легче предотвратить заражение, чем впоследствии вылечить болезнь.

Напоследок хотелось бы отметить, что благодаря тому, что наука не стоит на месте, ученые регулярно делают новые открытия, облегчающие жизнь людей.

А вас часто кусают комары?