Чтобы лучше понять, как животные, такие как пауки, взаимодействуют с рисунком и цветом, студентка биологического факультета Университета Цинциннати обращается к древнему драматическому искусству. Докторантка биологии Дженни И-Ти Сун изучает, как в тысячелетнем оперном искусстве Китая, передают детали мотивации и характера героев зрителям через красочные маски.
Уникальные узоры
Подобно многим паукам, китайские оперные маски или маски Цзин имеют уникальные узоры и цвета, которые передают информацию зрителю. Для пауков уникальные характеристики транслируют вид, пол или даже романтические намерения возможным партнерам. В китайской опере маски помогают зрителю мгновенно распознать героев, злодеев, союзников, врагов и других второстепенных персонажей среди неистового действия на сцене.
"Мне интересно понять, как самец-паук может использовать свои узоры и цвета, чтобы сказать самке, что они одного вида и являются жизнеспособной парой, - сказала Сун. – Я увидела параллель в китайских оперных масках. Как эти визуальные паттерны развиваются, чтобы рассказать о конкретной личности?".
Сун представила свой текущий проект на конференции Общества интегративной и сравнительной биологии в январе. Она рассматривает, являются ли маски Цзин более похожими или различными в пределах конкретной оперы по сравнению с масками в несвязанных операх.
Сун изучила 76 масок, нарисованных художником Стивом Лу в его книге 1968 года Face Painting in Chinese Opera. Она отсканировала изображения в цифровом формате и изменила их размер для единообразия при компьютерном анализе.
Какие выводы были сделаны?
Злодеи часто изображаются в белом с яркими узорами. Герой традиционно носит красную маску с меньшим количеством украшений. Большинство из них имеют симметричные черты, которые подчеркивают настроение или индивидуальность персонажа.
Другие повторяющиеся архетипы - это Верный друг и Король обезьян, который имеет плоский обезьяноподобный нос и круглую морду.
Сун подвергла 76 масок тому, что называется анализом собственных поверхностей, компьютеризированной разбивкой, которая может идентифицировать наиболее общие или уникальные характеристики лиц. В ходе анализа были выявлены черты лица, наиболее похожие или отличающиеся в 76 примерах.
Компьютерный анализ Сун также создал версию среднего лица в оттенках серого (как в среднем арифметическом, а не в среднем виде), изображенную в 76 масках. У среднего лица узорчатый нос и лоб, сильно затененные глаза и рот.
"Это то, что компьютер считает средним из всех 76 масок после выполнения некоторых крутых математических кунг-фу, ковариация, которая показывает различия между масками", - сказала Сун.
Что еще планируется сделать?
Затем Сун планирует построить каждую маску в соответствии с размерами собственных поверхностей и вычислить евклидовы расстояния, чтобы выяснить, имеют ли маски, появляющиеся в одной и той же опере, больше вариаций, чем в несвязанных операх. Это предполагает, что в китайской опере более важно различать персонажей одной и той же истории, а не персонажей разных историй.
Сун сказала, что она получила положительные отзывы о своем новом подходе от коллег на конференциях.
Распознавание лицевых образов у животных
Помимо пауков, распознавание лицевых образов встречается у многих других животных, в том числе у рода приматов, называемых генонами. Многие из этих африканских обезьян делят одну и ту же среду обитания, где было бы выгодно различать представителей одного и того же вида на расстоянии.
Когда они живут в сообществах смешанных видов, их лицевые паттерны эволюционируют, чтобы быть различными, чтобы они могли узнавать друг друга.
Сун сказала, что надеется, что исследование прольет свет на эволюционную дивергенцию - развилку на пути, где представители одного и того же вида движутся в разных генетических направлениях.
"Конечно, в театре не предусмотрено никакого наказания для зрителей, если они не узнают лица должным образом. Но в дикой природе за неправильную расшифровку визуальных символов придется поплатиться: возможно, вас просто съедят", - сказала она.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание