Ученые выяснили: шумовое и световое загрязнение негативно влияет на размножение птиц, снижая популяцию

Производимые человеком шум и световое загрязнение причиняют беспокойство нашим пернатым соседям. К такому выводу пришли благодаря новому исследованию группы ученых из Калифорнийского политехнического университета, опубликованному 11 ноября в журнале «Природа».

Исследование

Используя спутниковые данные НАСА, исследователи получили представление о том, как шум и свет негативно влияют на размножение пернатых в Северной Америке.

За последние несколько десятилетий популяция птиц сократилась примерно на 30 %. Ученые и землевладельцы, стремясь понять и обратить вспять эту пагубную тенденцию, упускали из виду влияние шума и светового загрязнения, пока недавние исследования не показали, что эти стрессоры могут нанести вред определенным видам птиц.

Мухоловка с пепельным горлом

Исследование было сосредоточено на 142 североамериканских видах птиц, включая мухоловку с пепельным горлом (другое название - сероголовый желтобрюхий тиранн).

«Наше исследование дает исчерпывающие доказательства того, что шум и свет могут сильно изменить размножение птиц, даже если не учитывать другие аспекты человеческой деятельности», - рассказал Клинт Фрэнсис, биолог из Калифорнийского политехнического университета в Сан-Луис-Обиспо.

Исследовательская группа изучила обширную коллекцию наборов данных, в том числе собранных гражданами-учеными в рамках программы «Наблюдение», чтобы оценить, как свет и шум влияют на репродуктивный успех 60 тысяч гнезд 142 видов птиц по всей Северной Америке. Они учитывали несколько факторов для каждого гнезда, включая время года, когда происходит размножение, и то, вылетел ли хотя бы один птенец из своего дома.

Процесс размножения

Размножение птиц совпадает с пиковой доступностью пищи для кормления их детенышей, поскольку сигналы дневного света сигнализируют о появлении новых особей примерно в одно и то же время каждый год. Исследователи обнаружили, что световое загрязнение приводит к тому, что птицы начинают гнездиться на месяц раньше, чем обычно, в открытой среде, такой как луга или водно-болотные угодья, и на 18 дней раньше в лесистой среде.

Следствием этого может быть несоответствие во времени, например, голодные цыплята могут вылупиться до того, как их пища будет легко доступна. Если это произойдет, то эти ранние гнезда могут оказаться менее пригодными для оперения птенцов, к тому же ситуация осложняется изменением климата.

Влияние климата

По мере того как планета нагревается, пища птиц становится доступной раньше из-за более теплой погоды. Птицы, которые сохраняют свое историческое время размножения, потому что их внутренние часы настроены на изменение продолжительности дня, могут получать меньше выживших птенцов, потому что источник еды, на который они полагаются, уже пришел и ушел.

«Мы обнаружили, что птицы, которые опережают сроки своего размножения в ответ на повышенное световое загрязнение, на самом деле имеют лучший репродуктивный успех. Вероятная интерпретация этой реакции заключается в том, что световое загрязнение фактически позволяет этим птицам «догнать» сдвиг в сторону более ранней доступности пищи из-за изменения климата», - рассказал Фрэнсис.

Эти данные позволяют сделать два вывода о реакции птиц на изменение климата. Во-первых, по крайней мере временно, пернатые в освещенных условиях могут отслеживать изменение климата лучше, чем в темных областях. Во-вторых, когда ученые думали, что птицы приспосабливают свое репродуктивное время к изменению климата, пернатые, возможно, на самом деле реагировали на световые сигналы, поскольку многие исследования проводились в районах, подверженных некоторому световому загрязнению.

Световое и шумовое загрязнение

При рассмотрении шумового загрязнения результаты показали, что птицы, живущие в лесистой среде, как правило, более чувствительны к шуму, чем пернатые в открытой местности.

Исследователи более подробно изучили 27 различных видов птиц, пытаясь найти физические признаки, которые могли бы объяснить различия в реакции видов на свет и шум. Способность птицы видеть при слабом освещении и высота ее крика были связаны с реакцией вида на световое и шумовое загрязнение.

Шумовое загрязнение задерживает гнездование птиц, чьи песни звучат на более низкой частоте, и поэтому их труднее услышать из-за низкочастотного человеческого шума. Брачные решения принимаются на основе песни самца, и в некоторых случаях самкам нужно услышать песню партнера, чтобы стать физически готовой к размножению.

Это исследование является первым шагом на пути к более широкой цели – к разработке индекса чувствительности для всех североамериканских птиц. Этот индекс позволит руководителям и специалистам по охране природы сопоставить несколько физических признаков одного вида, чтобы оценить, как такие факторы, как световое и шумовое загрязнение, повлияют на каждый вид.

А вы знали, что шумовое и световое загрязнение негативно влияет на размножение птиц?