Ученые нашли источник загадочного ультрафиолетового излучения в космосе

Хотя науки о Вселенной развиваются на протяжении столетий, мы еще многого не знаем о происходящих в космосе процессах. Со временем мощность телескопов растет, что позволяет открывать все новые и новые явления. Среди недавно обнаруженных - огромные, излучающие свет, облака водорода, происхождение которых стало предметом нынешних исследований.

Что представляют собой излучающие водородные облака

Это гигантские образования, открытые 20 лет назад, по размеру превышающие нашу галактику в несколько раз. Их назвали альфа-пузырьками Лимана (LAB), так как они являются источником ультрафиолетового излучения водорода, которое именуется излучением Lyman-alpha. Находясь на огромном расстоянии от нас, эти водородные пузыри испускают столько же энергии, сколько будет излучать миллиард наших солнц. Главным камнем преткновения стала природа этого излучения. Пока у ученых есть только гипотезы, но среди них уже выделена приоритетная.

Интересная особенность водородных пузырей

Команда ученых исследовала излучающее облако, свет которого был испущен примерно 10,7 млрд лет назад. Они выяснили, что газообразный водород как бы втягивается вовнутрь данного образования. В падающем газе содержится мало металлических элементов, поэтому ученые предположили, что он имеет межгалактическое происхождение.

Причина ультрафиолетового излучения

Однако для столь мощного излучения количества падающего газа было явно недостаточно. Поэтому было сделано предположение, что за облаком скрывается центральная звездообразующая галактика, которая и поставляет необходимую для излучения энергию. В свою очередь, мощный газовый ореол может быть поставщиком водорода, необходимого для массового образования звезд галактики.

Падение газа может быть связано с притяжением самой галактики. Его наличие было установлено косвенным путем - по эффекту Доплера. В зависимости от направления потока газа спектр может смещаться либо в более длинноволновую, либо в более коротковолновую область.

К какому выводу пришли ученые

Излучающие ультафиолет водородные пузыри LAB находятся вблизи огромных галактик, скорость образования новых звезд в которых составляет от сотен до тысяч масс Солнца в год. Они образуют гигантский галактический водородный ореол.

Происхождение этого водорода может быть как внутригалактическим, связанным с разрушением старых звезд, так и внегалактическим. Второй вариант более правдоподобен, ввиду низкого содержания в этом газе металлических элементов. На это указывала чистота спектрального профиля излучения. Ученые сделали вывод, что этот водород не загрязнен продуктами жизнедеятельности звезд, а значит, они не могли быть его источником.

Таким образом, исследователи пришли к выводу, что гигантские водородные пузыри состоят, главным образом, из межгалактического водорода, а энергия, которая приводит в действие механизм излучения, поступает от галактики с активным звездообразованием.

Тем не менее, вопросы все еще остаются. Также есть и другие гипотезы того, что является источником энергии для ультрафиолетового излучения водородного ореола. Например, сверхмассивная черная дыра в центре галактики.

А вы знали про источник загадочного ультрафиолетового излучения в космосе?