Как кальмары общаются между собой в темноте? Новое исследование

В холодных водах Тихого океана на глубине 500 метров живут кальмары Гумбольдта. Они огромные – в человеческий рост, а питаются маленькими рыбками. И хотя они живут в кромешной тьме, их движения очень точны. Эти моллюски не толкаются и не дерутся за добычу. Как они могут там «видеть»? Ученые недавно раскрыли эту загадку обитателей моря.

Общение с помощью подсветки

23 марта этого года исследователи из Стэнфордского университета и Научно-исследовательского института аквариума Монтерей-Бей опубликовали статью о кальмарах Гумбольдта. Они уверены, что все дело заключается в визуальном общении. Они предполагают, что в мышцах кальмаров есть особые органы. Они могут заставлять этого моллюска слабо светиться. Скорее создают подсветку, при которой видна структура пигментации их кожи. Такая подсветка - подобно подсвеченным экранам при чтении электронных книг – помогает этим обитателям моря распознавать друг друга и подавать сигналы себе подобным.

Эволюция у кальмаров

Биолог Бенджамин Барфорд говорит о том, что большинство кальмаров живут на мелководье, и у них нет светящихся органов. Возможно, эта способность у обитателей открытого океана развилась в процессе эволюции. Эта способность светиться и изменять пигментацию, скорее всего, была необходима кальмарам Гумбольдта, чтобы выжить, и не просто как индивидуумам, а как подвиду. Они явно демонстрируют групповое поведение.

Как изучали кальмаров

Кальмары Гумбольдта в неволе практически не живут, и потому за их поведением в искусственной среде следить невозможно. Поэтому их исследовали с помощью особых средств с дистанционным управлением или же компьютеризованных подводных дронов. Эти плавсредства имели все необходимое оборудование, но оказалось, что их камеры недостаточно чувствительны, чтобы зафиксировать то, как кальмары светятся. Дело в том, что они испускают слишком слабую подсветку. Тогда ученые нашли подтверждение своей гипотезе путем анатомических исследований кальмара.

Зато подводные кадры показали ученым, как ведут себя кальмары во время охоты и как они реагируют на присутствие себе подобных особей в непосредственной близости или же на расстоянии. Это было похоже на то, как общаются люди – разговаривают ли они в камерной обстановке или с большой аудиторией.

Язык кальмаров?

Видеоматериалы подтвердили, что пигментация и подсветка кальмаров связаны с контекстом их поведения. Возможно, они могут передавать очень точные сообщения друг другу, например «это моя рыба». Существуют даже доказательства, что эти сигналы можно разбить на отдельные повторяющиеся единицы, похожие на буквы в алфавите. Однако ученые подчеркивают, что не пришло еще время для окончательных выводов о том, являются ли сообщения кальмаров настоящим языком.

Барфорд говорит: «Мы видим, что кальмары подают сигналы друг другу в глубине океана. Но какую именно информацию они сообщают друг другу и что за решения принимают, исходя из нее, нам неизвестно».

Интересные подробности

Ученые также обнаружили, что органы подсветки сосредоточены у кальмаров в основном между их глазами и тонким краем их плавников, что дает возможность другим сородичам увидеть подробный рисунок узоров их кожи.

Барфорд пишет, что хотел бы создать модель кальмара, который мог бы начать двигаться перед настоящим моллюском, а исследователи бы посмотрели, какова будет его реакция.

Инопланетяне рядом с нами?

Ученые готовы к дальнейшим исследованиям, хотя они могут быть затруднительны. Но это дает возможность совершенно перевернуть наши представления о кальмарах Гумбольдта. Конечно, такая работа важна для изучения того, как может существовать жизнь в глубоководной среде. Но нам не следует думать об этих кальмарах как о своего рода инопланетянах. Ведь у нас много общих черт. Кальмары тоже живут группами, у них есть свой социум, и может быть, они тоже размышляют о жизни и ее смысле.

А вы знали, что кальмары общаются между собой в темноте?