Человеческий глаз может различать около миллиона оттенков, а колибри, как выяснилось, видят ультрафиолет: каков мир в глазах этой птицы

Человеческий глаз – довольно совершенное творение природы, но птицы, особенно колибри, превосходят нас в вопросах цветовосприятия. Недавно ученые заявили, что колибри могут различать ультрафиолет и различные комбинации с ним. Это дает им возможность обитать на нектароносных цветах, покрытых узорами, незаметными для людей.

Необычное строение глаз

В среднем человеческий глаз может различить около миллиона разных цветов. Наше цветовое зрение зависит от трех типов колбочек – специальных клеток, чувствительных к красному, синему или зеленому. Однако у многих птиц, рептилий и рыб есть дополнительный вид колбочек, которые могут поглощать ультрафиолетовый свет.

Когда человек смотрит на радугу, он видит только полоски семи оттенков. Птица, смотрящая на ту же радугу, увидела бы все эти цвета в дополнение к ультрафиолету. Ученые решили выяснить, какие именно «неспектральные» цвета колибри могут различить – был проведен даже специальный эксперимент. Выяснилось, что их довольно много.

Интересный эксперимент

Колибри стали "подопытными" для этого исследования, потому что они живут среди цветов, привлекающих их своей яркой окраской. Для каждого эксперимента ученые установили две поилки для птиц – одну, наполненную питательной сахарной водой, а другую – простой водой. Рядом с поилками были две светодиодные трубки, каждая из которых излучала свет разного спектра.

Ученые отметили, что в течение нескольких часов местные колибри учились распознавать, какой цвет был рядом с питательной водой. Чтобы убедиться, что птицы не просто запоминают местоположение сладкой "награды", исследователи периодически меняли положение поилок и светодиодов. Было доказано, что птицы не использовали запах или какой-либо другой сигнал, чтобы найти лакомство. Они именно видели нужный цвет.

Выводы ученых

Колибри могут легко воспринимать цвета из спектра видимого света, такого как красный, чистый ультрафиолетовый свет и различные смеси ультрафиолетового и видимого света. Они могли даже различить два оттенка, созданные из разных сочетаний красного и ультрафиолетового. Для людей эти пары цветов выглядят абсолютно одинаково, но птицы различают их безошибочно.

Ученым давно известно, что птицы могут видеть ультрафиолетовый свет. Но было очень интересно установить, что дикие птицы могут узнавать о разных цветах и ​​"подсказывать" людям, как выглядит их мир. Птицы, вероятно, живут в совершенно другой реальности, в результате чего их оперение или растения выглядят совсем иначе. Для нас это как сравнивать черно-белое и цветное телевидение.

Но, как бы ни было нам интересно, что видят птицы, они сами не придают этому уникального значения. Для них это норма жизни. Они не заботятся о происхождении цветов, которые видят. Их, скорее всего, волнует, что этот цвет говорит о поиске пищи, партнера или спасения от хищника. И, все же, способность эта уникальна и волнует ученых вот уже несколько десятков лет.

А вам нравятся колибри? Что думаете по поводу этого интересного исследования?