Почему животные усыновляют детенышей, если в этом нет эволюционного смысла

Люди привыкли считать себя особенными, так как мозг человека по размеру больше, чем у других млекопитающих. Однако некоторые ученые исследующие эволюцию, считают, что главная разница между человеком и животным заключается не в мыслительных способностях, а в великодушии. Они утверждают, что главным этапом эволюции стала способность людей быть добрее к друг к другу. Однако в природе существует множество примеров, которые доказывают, что бескорыстность свойственна не только людям, но и животным.

Некоторые животные усыновляют детенышей-сирот

Ученые, изучающие горилл в Руанде, несколько лет назад обнаружили, что гориллы часто собираются вместе в группы, чтобы выращивать малышей, оставшихся без родителей. В таких ситуациях молодые особи и (что удивительно) взрослые доминирующие самцы становятся для незрелых сирот единственной возможностью к выживанию.

Гориллы не единственные обезьяны, воспитывающие осиротевших детенышей. Ученые из Демократической Республики Конго обнаружили, что бонобо (родственный вид с шимпанзе) пошли еще дальше и довольно часто усыновляют малышей из других социальных групп.

Удивительно, но в природе нередко встречаются и случаи межвидового усыновления. Например, обезьяны-капуцины, вырастившие мартышку, или дельфин, выкормивший и усыновивший детеныша кита.

Примеры усыновления ставят ученых в тупик

Подобные ситуации приводят в замешательство биологов. Ведь в этом нет никакого смысла. С эволюционной позиции важно то, какое количество наших копий генов передастся следующему поколению. Из этого следует, что только усыновление племянника может иметь смысл. Только биологические сестры и братья обычно разделяют примерно 50 % генетического материала, в свою очередь их потомки наследуют примерно 25 % этого материала. Таким образом если усилия на воспитание племянника меньше усилий на рождение еще одного родного ребенка, есть смысл, помогая ему обеспечить передачу части копий своих генов.

Версии ученых

Однако усыновление генетически чужого ребенка никак не поможет продолжению рода. Это не приведет к передаче генов приемных родителей. До недавнего времени ученые объясняли усыновление животными малышей-сирот по-разному. Во-первых, исследователи выяснили, что многие усыновления между различными видами обычно происходили среди животных, содержащихся в домах, зоопарках или на фермах. Животные, проживающие в непосредственной близости друг от друга, могут считать себя частью одной группы, даже если на самом деле они разные виды.

Другая версия заключается в том, что ухаживая за домашними животными, мы делаем их более заботливыми и послушными. Ведь жизнь в неволе приводит к тому, что им не приходится беспокоиться о добыче пропитания. По этой причине животные содержащиеся в неволе могут быть более великодушными. Но в любом случае трогательные истории о кошках, усыновивших цыплят и крольчат, не убедят недоверчивых людей в том, что братья наши меньшие действительно могут вести себя самоотверженно.

Третья версия утверждает, что звери могут быть запрограммированы природой заботиться о молодых особях и плохо могут отличать младенцев. Это называется "неверным репродуктивным распознаванием" или же ненаучно - ошибкой.

Зоологи, изучающие морских слонов, выдвинули еще одну теорию усыновления животными чужих детенышей. Дело в том, что морские слоны живут обширными колониями, в которых детеныши часто оказываются разделенными с матерью. В этом сообществе усыновление является привычным явлением. Ученые считают, что уход за неродным малышом может дать молодой самке возможность научиться заботиться о потомстве или заменить ей погибшего детеныша.

Исключения из правил

Однако все перечисленные версии ученых не могут объяснить случаи усыновления дельфинами, гориллами и шимпанзе бонобо. Может быть, люди все-таки не единственные на земле существа, имеющие способность к искренней доброте?

Специалисты по поведению животных рассказали, что примеры великодушия в действительности хорошо известны и задокументированы. Это касается животных с большим мозгом, таких как слоны, обезьяны или дельфины. Ведь кроме усыновления, обезьяны часто утешают проигравших в драке сородичей и даже погибают, спасая детенышей от утопления. Исходя из этих фактов, возможно, ученым придется скоро признать, что люди совсем не исключительны в своей способности помогать и заботиться друг о друге.

А как вы думаете, почему животные заботятся о чужих детенышах?