Смотри, рис посадили: почему предки куриц спустились с деревьев на землю

Если спросить любого человека, что связывает курицу и рис, большинство скажут: «Это вкусное блюдо». Но эти два понятия связаны более неразрывно, чем кажется. Новые исследования археологов предполагают, что без риса куры, возможно, уже не существовали бы в наше время. Похоже эти птицы были одомашнены на тысячи лет позже, чем до сих пор считалось. И это стало возможно именно благодаря рису.

Теория Дарвина

Чарльз Дарвин предполагал, что современные куры произошли от красной джунглевой курицы — дикого фазана, живущего в тропиках. Но в те времена доказать его правоту было сложно. Пять разновидностей джунглевых кур обитают от Индии до северного Китая, и изучить из принадлежность к современным домашним курицам ученые смогли лишь недавно.

В 2020 году генетики изучили геномы 863 живых кур и подтвердили, что предком современной домашней птицы стал подвид Gallus gallus spaedicus. У известных нам хохлаток больше общего ДНК с этим подвидом, чем у других видов джунглевых кур. Исследователи предположили, что окаменелости ранних кур датируются от 8000 до 11000 лет назад и находили их в северном Китае и Пакистане.

Масштабное исследование древних останков кур

Палеоанатом Джорис Петерс из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана объединился с Грегером Ларсоном, биоархеологом из Оксфордского университета, экспертом по приручению животных. Команда начала всестороннюю переоценку куриных костей, их дат и записей о них из более чем 600 археологических памятников по всему миру. В отдельном исследовании группа прямо датировала куриные кости, найденные в Западной Евразии и Северной Африке.

Ученые обнаружили, что самые старые кости кур были найдены в месте под названием Бан Нон Ват в центральном Таиланде. Там еще более 3650 лет назад люди начали культивировать рис. Фермеры хоронили кур вместе с более крупными домашними животными, как особый погребальный инвентарь. Это доказывает, что птицы были к тому времени уже одомашнены.

Ученые предполагают, что диких птиц на рисовые поля привлекало обилие корма. Там они гнездились и постепенно привыкали к людям. Проследив путь, по которому археологи находили древние куриные кости, они обнаружили прямую связь между культивированием людьми риса, проса и зерна и одомашниванием диких кур от Азии до Африки.

Когда куры появились в Европе

Ученые повторно датировали кости 23 предполагаемых первых домашних кур и выяснили, что на территории современной Европы птицы впервые были одомашнены в Италии 2800 лет назад. Исследование также подкреплено историческими записями, в том числе Библией. «Куры нигде не фигурируют в Ветхом Завете, — говорит ведущий автор исследования Наоми Сайкс, археолог из Эксетерского университета. — Они появились только в Новом Завете».

Потребовалось еще 1000 лет, прежде чем куры вместе с римлянами попали в Британию, Скандинавию и Исландию. И в те времена птиц никто даже не думал употреблять в пищу. Первоначально люди продавали их, как экзотические вещи, ценившиеся за их перья, окраску и громкий крик при первом свете. Кур часто изображали в искусстве и хоронили, как ценный инвентарь.

Исследования показывают, что расселение домашних кур — более недавнее событие, чем думали ученые. Но несмотря на то что куры были одомашнены позже, чем другие животные, они стали самым успешным видом на планете. Сегодня в сельском хозяйстве насчитывается 80 миллиардов кур, по численности они превосходят людей в соотношении 10 к 1.

А что вы думаете о таком открытии ученых?