Новый "закон природы"? Найдена связь между количеством осадков и размером (формой) млекопитающих

Недавно ученые, работающие над изучением мышей в Патагонии, сделали неожиданное открытие. Они выяснили, что с западной стороны гор, где климат более дождливый и теплый, мыши были крупнее, чем с восточной. При этом у них было одинаковое ДНК, подтверждающее, что это один вид. Существующие биологические законы до сих пор различий животных в размерах не объясняли.

Осадки влияют на размер особей

Изучив все данные, ученые пришли к выводу, что на большой размер мышей с западных склонов повлияло количество выпадающих осадков. Дождя там выпадало больше, у животных было больше еды, отсюда и увеличенные размеры. «Существует множество экогеографических правил, которыми специалисты объясняют явления, происходящие в природе», — говорит Ноэ де ла Санча, научный сотрудник Чикагского музея Филда, доцент кафедры наук об окружающей среде и исследований в Университете ДеПола.

Мыши, которых де ла Санча и его коллеги исследовали относятся к виду лохматых мягкошерстных (Abrothrix hirta). В целом, они не очень хорошо изучены. Коллега Де ла Санчи, профессор Пабло начал изучать лохматых мышей в рамках своей докторской диссертации. Он увидел, что некоторые особи этого вида были очень большими, а некоторые — очень маленькими. Поначалу он решил, что это разные виды. Но все оказалось иначе.

Новый закон природы?

Есть много природных законов, объясняющих закономерности, происходящие в животном мире. Например, согласно правилу Бергмана, звери одного и того же вида в более высоких районах крупнее. Белохвостые олени в Канаде крупнее и крупнее своих тощих флоридских собратьев. Правило Бергмана объясняет, что это связано с тем, что более толстое тело помогает лучше удерживать тепло, точно так же, как большие куски пищи остывают дольше, чем маленькие кусочки.

Чтобы попытаться найти закономерность, объясняющую различия в размерах мышей, исследователи использовали статистический анализ для сравнения измерений 450 их черепов. Затем они попытались сопоставить свои выводы с различными биологическими правилами, чтобы увидеть, подходят ли они. Правило Бергмана не сработало. А вот роль температуры и осадков в этом процессе была доказана научно.

Что такое «правило ресурсов»

О том, что в природе существует «правило ресурсов», ученые знали давно. Это правило предполагает, что там, где ресурсов больше, особи одного и того же вида, как правило, крупнее, чем там, где их меньше. Но теперь эту тенденцию связали с количеством выпадаемых осадков. Например, некоторые мыши, обитающие в пустынях, меньше тех, которые живут там, где воды в достатке. Другая гипотеза предполагает, что некоторые животные, как правило, меньше в горах, чем на прилегающих равнинах в Северной Америке.

Размеры мышей в Патагонии четко соответствовали правилу ресурсов. Оказалось, что с одной стороны гор всегда более влажно и дождливо, а с другой — более холодный и сухой воздух. В некоторых горах разница колоссальна. С одной стороны может быть влажный тропический лес, а с другой почти пустыня. Этот тип исследований помог ученым лучше понять общую картину, универсальные правила того, как устроена жизнь на Земле.

А что вы думаете о последних выводах ученых?