Эффект безрассудства: чтобы учиться лучше, делайте ошибки

Новое исследование показывает, что намеренное совершение ошибок и их исправление могут улучшить обучение. Это называется «эффект дерринга». Предположим, вы проходите тест и, несмотря на то что знаете правильный ответ, сознательно делаете ошибку. Но потом исправляете. Этот прием — эффект дерринга — помогает эффективнее усваивать материал.

Эксперимент № 1. Межсубъектный дизайн

Для проведения эксперимента было выбрано 120 англоговорящих студентов, средний возраст которых был 20 лет. Всем участникам было предложено изучить один и тот же текст. Каждый из студентов следовал одному из трех условий: копирование, концептуальная карта и концептуальная ошибка. Эксперимент состоял из трех частей: практическая, исследовательская и тестирование.

Стадия практики

Тех, кто должен был копировать информацию, попросили выделить в тексте практики и ключевые понятия. Вторая группа должна была сделать концептуальную карту, отображающую взаимосвязь между понятиями. Третьей части учащихся было предложено записать каждое предложение, содержащее правдоподобную концептуальную ошибку (т. е. ошибку в понимании или интерпретации понятия), прежде чем вычеркивать и исправлять ее.

Стадия исследования

Участникам было предложено изучить текст (либо о пищевых аллергиях, либо о вулканах), используя назначенный метод (копирование, концептуальная карта или концептуальная ошибка). Затем они давали ответы на вопросы об изученном предмете, понимании материала и предсказании того, насколько хорошо они усвоили информацию (т. е. оценка обучения).

Стадия тестирования

В ходе тестирования участникам была представлена ​​новостная статья по теме исследования, на вопросы о которой они должны были ответить. В тесте на свободное запоминание от них требовалось записать все, что они могли вспомнить из изученного материала.

Оценка эффективности каждого назначенного метода обучения

По сравнению со стратегией копирования или концептуальной карты метод преднамеренного допущения и исправления ошибок обеспечил превосходную производительность запоминания и улучшил осмысленное обучение учащихся.

Результаты доказывают, что эффект дерринга действительно полезен. Кстати, эксперимент также позволил выявить, что студенты ничего не знали о нем.

Эксперимент № 2. Внутрисубъектный дизайн

В нем приняли участие 40 англоязычных студентов, средний возраст которых был 21 год. Процедура заключалась в повторении эксперимента № 1 и состояла из трех этапов: практика, изучение и проверка. Было только два условия: понятие-ошибка и понятие-синоним. Все участники изучили оба текста, затем прошли четыре теста: два - на свободное запоминание и два - на применение.

Стратегия обучения "понятие-ошибка" уже была описана в первом эксперименте. Но стратегия изучения "понятие-синоним" является новой. Здесь участники должны были уточнить представленный текст, записав каждое предложение так, чтобы оно содержало синоним, альтернативное слово или фразу, прежде чем подчеркивать его и копировать понятие так, как оно было написано в тексте.

Мы можем думать о методе изучения понятий-синонимов как о типе перефразирования. Чтобы увидеть разницу между понятием-ошибкой и понятием-синонимом, рассмотрим утверждение: «Магмы с низким содержанием кремнезема, как правило, очень жидкие».

  1. Понятие-синоним. «Магмы с низким содержанием кремнезема имеют тенденцию легкой текучести как жидкости (быть очень текучими)».
  2. Концепция-ошибка. «Магмы с низким содержанием кремнезема, как правило, очень вязкие (жидкие)».

При сравнении этих двух условий целью было определить, были ли преимущества преднамеренной ошибки связаны с активным порождением правильной обработки материала (т. е. понятия-синонима) или неправильной (т. е. понятия-ошибки).

Анализ данных

Анализ показал, что преднамеренное совершение и исправление ошибок обеспечивает превосходное запоминание даже по сравнению с подстановкой синонимов.

Так как оба метода обучения подразумевают придумывание уточнений, сами по себе уточнения не могут объяснить, почему возникает эффект дерринга. Так, преимущества метода должны быть специфическими для того, чтобы сначала преднамеренно произвести неправильный ответ.

Участники никогда не слышали о преимуществах метода концептуальной ошибки. Они ошибочно предположили, что стратегия обучения на основе понятий-синонимов будет равной или даже более эффективной, чем стратегия обучения на основе понятий-ошибок, даже после того, как тестирование показало обратное.

Выводы

На протяжении десятилетий в исследованиях изучалось большое количество подходов к улучшению памяти, некоторые из которых дали отличные результаты, как, например, медитация осознанности. Следовательно, если какое-то поведение кажется не связанным с когнитивным функционированием, это не означает, что оно неэффективно для ускорения обучения. Это же относится и к нестандартным стратегиям обучения.

Исследования показывают, что обучение на основе концептуальных ошибок может улучшить осмысленное познание, память и выполнение тестов.

Чтобы использовать этот метод, запишите неправильные ответы на вопросы, а затем исправьте. Но генерируйте концептуально правдоподобные ответы, например, более правдоподобной концептуальной ошибкой будет считать яблоки овощами, а не животными.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Опробовали на себе метод дерринга? Работает ли он?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.