Прекрасная поэзия, без сомнения, вечна! Творчество великого русского поэта М. Ю. Лермонтова является для любителей поистине неиссякаемым источником очарования и высоких порывов. В его гениальной поэзии черпали вдохновение представители многих видов искусства – художники, скульпторы, композиторы, режиссеры театра и кино. Особенно плодотворно отразилось творчество гения в музыке: только одно его стихотворение "Выхожу один я на дорогу" легло в основу более двадцати музыкальных произведений. В нашей статье мы расскажем о прекрасных композициях, увековечивших лермонтовские стихи в звуке.
"Горные вершины"
Автором первого переложения этого стихотворения на музыку (1839) стал «дедушка русского романса» Н. Титов. В дальнейшем к творчеству поэта обращались и другие композиторы. Творчество Михаила Лермонтова активно использовалось любителями домашнего музицирования уже при его жизни. В августе 1840-го один из участников известного в Москве кружка Елагиных писал:
Читали ли вы в «Отечественных записках» стихи Лермонтова, перевод из Гете? Стихи эти (речь идет о стихотворении «Горные вершины» - прим. автора) очень понравились Москве... Я сочинил музыку на эти стихи, и они поются у нас в Люблино с утра до вечера…
«Молитва»
1840-й стал особенно урожайным: в этом году вышли нотные издания сразу 4-х "Молитв". Их авторами стали Н. Титов, Ф. Толстой, А. Гурилев и А. Скарятин. Считается, что Михаил Юрьевич мог знать о том, что его стихи положены на музыку. Сохранилась заметка №41 «Северной пчелы» (1841 г.):
В музыкальном магазине Одеона поступила в продажу только что отпечатанная певческая пьеса «Молитва» на слова Лермонтова; музыка сочинена нашим даровитым композитором Ф. М. Толстым…
Все остальные музыкальные адаптации "Молитвы" были созданы позднее. Их авторами стали: М. Глинка, А. Даргомыжский, П. Булахов, С. Зыбина, М. Мусоргский и др. Общее количество авторов - более восьмидесяти.
О романсе Михаила Глинки
Примечательной является история обращения к лермонтовским стихам композитора Михаила Глинки. В сентябре 1847-го, задолго до знакомства с творчеством поэта, Михаил Иванович сделал запись в одном из своих дневников:
...оставшись один в сумерки, я почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровизировал "Молитву" без слов для фортепьяно...
Прошло какое-то время, и у автора музыки назрело решение дополнить созданную им «Молитву» словами. Из всех просмотренных текстов он выбрал именно лермонтовские строки, обнаружив, что они как нельзя лучше подходят к его мелодии... Зимой 1855-го он написал Н. Кукольнику:
Инструментирую теперь «Молитву», написанную мною для фортепьяно без слов, — к этой молитве удивительно подходят слова Лермонтова: «В минуту жизни трудную»
Позже М. Глинка сообщил, что решил внести изменения в «Молитву» для предстоящего концерта одной из его талантливых учениц. Композитором была создана партитура для контральто, оркестра и хора. По замыслу автора, окончательный вариант композиции должен был стать шедевром, звучащим по-новому глубоко и выразительно.
"Еврейская мелодия"
При жизни поэта на его стихи композитором Гавриилом Ломакиным был создан романс "Еврейская мелодия". Нотное издание произведения вышло в одно время с изданием "Молитвы".
«Сосна»
Вольный перевод стихотворения Генриха Гейне «Сосна» был создан Лермонтовым в 1841-м, перед его отъездом на Кавказ. Впервые текст был опубликован после смерти автора, в 1842-м, в ж-ле "Отечественные записки". Произведение было положено на музыку ста композиторами: Х. Пауфлером, А. Даргомыжским, И. Мареничем, Н. Римским-Корсаковым, М. Офросимовым, Э. Длусским, С. Рахмановым (1895) и др.
«И скучно и грустно»
Это стихотворение легло в основу романсов, созданных композиторами А. С. Даргомыжским, А. Гурилевым и др. особенной популярностью пользуется у знатоков элегия А. Даргомыжского (1845), в котором удивительно поэтично сочетаются текст и музыкальные звуки. В речитативном характере романса подчеркнуты особенности выразительной авторской речи.
«Выхожу один я на дорогу»...
На эти слова написано свыше двадцати музыкальных композиций. Авторов влекли размер стиха, его интонация и активное песенное начало. Об этом стихотворении Лермонтова Н. Огарев, писал:
Они так изящно выражены, что их можно не только читать, их можно петь, — да еще на совсем своеобразный лад...
Примечательно то, что по-настоящему популярной стала песня, созданная малоизвестным композитором Е.С. Шашиной.
Другие произведения
Увековечены в музыке и другие стихи Лермонтова: "Горные вершины", "Как небеса твой взор блистает" , «Любовь мертвеца», "Нет, не тебя так пылко я люблю" и др. Тема интерпретации в музыке творчества Лермонтова является неисчерпаемой. На его стихи создано свыше двух тысяч непревзойденных музыкальных произведений. Поэзия Лермонтова не терпит фальши, в этом ее непревзойденная прелесть и сложность. Множество других великолепных образцов лермонтовской лирики все еще ожидают своего музыкального воплощения…
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание