Головоломка, остающаяся популярной в наше время: история создания тетриса

Тетрис - странная игра. С ее явно русской эстетикой и поначалу сбивающей с толку, но в конечном счете чрезвычайно захватывающей игровой механикой в своем дебюте она была (и остается) абсолютно не похожей ни на что, что Запад когда-либо видел. Неудивительно, что вокруг нее возникло множество споров, касающихся истинного происхождения. История игры, хотите - верьте, хотите - нет, тоже более чем странная.

Предыстория, которую вы слышали, не совсем верна

История о том, как произошел тетрис, рассказывалась сотни раз. Считается, что создателем игры, Андреем Пажитновым была сделана головоломка, проданная властями СССР Америке, а бедный Пажитнов так и не получил ни копейки. Это не совсем так.

Пажитнов создавал игру, работая в Академии наук СССР, но его ранние попытки распространения должны были приносить прибыль. Он сформировал команду разработчиков игр и попытался продать программный пакет игр, который включал в себя тетрис (например, как нынешний комплект Steam). Но вот, кроме тетриса, никаких других игр в наборе никто видеть не хотел.

Советское агентство по регулированию программного обеспечения "ЭлектронОргтехника" сделало шаг навстречу, как только начались разговоры о международном распространении, но причина, по которой Пажитнов никогда не зарабатывал деньги на самых ранних и самых популярных итерациях игры, - это вмешательство регулирующего органа. Именно поэтому он не смог извлечь из этого прибыль (по крайней мере, внутри страны).

В конечном счете огромный успех игры связали с Пажитновым, что позволило ему эмигрировать в Соединенные Штаты в 1991 году, а затем пересмотреть условия своего владения игрой в 1996 году. Хотя это был отличный год для создания ска-группы, он оказался далеко на самым лучшим временем для приобретения в собственность видеоигры третьего поколения, которая к тому же быстро теряла актуальность. Но, по крайней мере, он получил хоть что-то.

На дизайн игры повлияли технические ограничения

В начале 80-х Пажитнов работал в вычислительном центре им. Дородницына при Академии наук СССР в Москве. У него был доступ к Elecktronika 60, русскому текстовому клону более старого американского бизнес-компьютера PDP-11, отставшему на десять лет по технологиям разработки.

В свободное время он хотел создать компьютерную игру, даже если его терминал отображал на экране только текст.

Эти и другие технические ограничения влияли почти на каждую часть игровой механики. Первоначально она задумывалась как игра с 5-гранными элементами для двух игроков, каждый из которых манипулировал фигурами на игровых досках с квадратной сеткой, по типу игры «Пентамино», которой он наслаждался в детстве.

Этого оказалось недостаточно, и тогда были введены структуры «хорошо» и «гравитация». Затем части были сокращены с пяти граней до четырех, потому что игра была слишком сложной, чтобы работать в режиме реального времени. Функция «очистки линии» (вся суть игры в том виде, в каком мы ее знаем) произошла из-за того, что игровое поле было слишком маленьким, и даже без ошибок оно заполнялось за считаные секунды. Все время, пока автор создавал код игры, он использовал оправдание, что его игра была предназначена, чтобы «помочь ему изучить» функциональность его офисного компьютера, увеличивая скорость работы до действительно эпических пределов.

Обмен файлами на самом деле помог успеху игры

В то время, когда интернет-право считается универсальным, обмен файлами рассматривается как проклятие для творческих разработок.

Однако в случае с Tetris это на самом деле помогло создать все более зависимую аудиторию, приверженность которой игре и могла обеспечить успех. На своем веб-сайте коллега Пажитнова Вадим Гарасимов, программист оригинальной версии тетриса, совместимой с ПК, высказал некоторые положительные отзывы о том, как совместное использование файлов повысило его популярность.

Первоначальная попытка Пажитнова продавать видеоигры внутри страны заключалась в пакетном использовании вместе с другими играми, созданными его коллегами. Пакет, который также включал в себя забытый и непроизносимый Antixonix, особо популярным не стал, поэтому в конце концов они начали распространять игры среди друзей. Все любят бесплатные вещи, поэтому игра быстро распространилась и приобрела страстных и увлеченных фанатов. Взрыв популярности произошел так быстро, что моментально копии появились в Соединенных Штатах, и разработчик игр Spectrum Holobyte заинтересовался его публикацией. Но не всем игровым пакетом, а только тетрисом.

Тетрис буквально взламывает ваш мозг

Удивительное количество исследований было направлено на выяснение того, что именно делает тетрис такой захватывающей игрой. Правда в том, что он взламывает ваш мозг разными пугающими способами.

Эффект Зейгарника - это обязательная функция вашего мозга, которая регулирует то, как вы относитесь к выполненным и незавершенным задачам. Предоставляя поле постоянно возникающих незавершенных задач, Tetris заставляет ваш мозг нацеливаться на продолжение освобождения игрового поля (точно, как Сизиф, но только если бы он уронил валун и подобрал Game Boy).

Другие исследователи задокументировали то, что часто называют «эффектом тетриса», потому что иногда сложно придумать наименование. Этот эффект состоит в том, что быстрые головоломки заставляют ваш мозг потреблять больше глюкозы, и когда это происходит, на самом деле эффективность мозга настраивается на максимальную производительность.

Приобретение прав на Game Boy для Tetris разыгрывается как русский шпионский фильм

У дизайнера видеоигр Хенка Роджерса была проблема. Он уже работал с Nintendo над лицензией и производством картриджа Game Boy для Tetris и имел к тому времени пару сотен тысяч готовых картриджей, готовых к выходу на рынок. Однако технически он не имел права лицензирования. Это привело к заключению соглашения с российским правительством, которое звучит как нечто из шпионского фильма 80-х годов холодной войны.

Находясь в Москве, чтобы получить права, Роджерс смог организовать встречу с ЭЛОРГ через своего переводчика, хотя технически он и не должен был заниматься бизнесом по туристической визе. На этой встрече присутствовали представители регулятора и КГБ, а также местные магнаты программного обеспечения и даже сам создатель. Это произвело впечатление, потому что, когда Пажитнов эмигрировал в США и получил права на игру, он фактически создал компанию Tetris вместе с Роджерсом. Теперь же компания тетрис проводит большую часть своего времени, закрывая нелицензионные клоны тетриса на различных платформах.

Борьба за версию NES стала кульминацией контрабандной войны

Nintendo Entertainment System (NES) была первой системой видеоигр со встроенным управлением цифровыми правами, которая препятствовала сторонним разработкам.

Мотивация Nintendo состояла в том, что они хотели избежать всплеска популярности некачественных игр, которые привели бы к печально известному краху видеоигр 1983 года.

Вспомните Atari. Компания в значительной степени считается ответственной за этот сбой. Точнее, Atari хотела иметь возможность вставлять произведенные ею картриджи в NES и не показала ограничения Nintendo. Это привело к давней битве, в которой Atari обманным путем заставила патентное ведомство получить доступ к схемам чипа блокировки Nintendo. Выпуская нелицензионные игры через дочернюю компанию Tengen, Atari смогла выпустить несколько игр на рынок. Но затем она то же самое захотела сделать и с тетрисом.

В итоге обе стороны оказались в проигрыше. Nintendo успешно запретила игры Tengen у ритейлеров, но разоблачение привело к антимонопольному расследованию Федеральной торговой комиссии против Nintendo, что вынудило компанию ослабить свои лицензионные ограничения. Другим результатом этого дела стало постановление о том, что реинжиниринг электронных продуктов защищен законом, что навсегда изменило облик технологии.

Пажитнова смутила русская китчевая эстетика американской версии тетриса

У Америки было очень странное увлечение Россией на протяжении всего конца 20-го века, но баланс любви и ненависти действительно достиг своего пика в 80-х с «Красным рассветом», «Рокки IV» и «Звездными войнами». Казалось, он придает некий пассивно-агрессивный подход к локализованным российским продуктам, и тетрис не стал исключением. Минареты, русская народная музыка, танцоры гопака, подбадривающие вас в игровых перерывах – всего этого в игре-головоломке и в помине не было, но автор почему-то решил наоборот.

Тетрис вдохновил массу последователей

Если и есть какие-либо признаки того, насколько сложно объяснить, что именно сделало тетрис популярным, то это совершенно нелепый набор побочных игр, вдохновителем которых он стал.

Tetris 2 / Bombliss был в основном «Доктором Марио», но ничто не напоминало истинного доктора Марио. "Трис III" была Кроненбергской игрой для создания лица, которая, вероятно, была куплена только любителями "стрелялок". "Хатрис" был тетрисом, но со шляпами. "Веллрис" представлял собой вид блоков сверху, вызывающий мигрень. Wordtris был более ненавистной версией Scrabble. В общем, идея понятна.

Трилогия фильмов, основанная на тетрисе

О чем может быть трилогия фильмов о тетрисе? По состоянию на начало 2017 года никто, кроме режиссера Mortal Kombat Ларри Касаноффа и команды научно-фантастического проекта «Без названия тетрис», не знал.

Говоря о трилогии, Касанофф сказал: «У нас в фильме не будет блоков с бегающими ногами». Так что нам не о чем беспокоиться. «Мы хотим, чтобы это было большим сюрпризом, но это, прежде всего, большой научно-фантастический фильм. Я гарантирую: это не то, что вы думаете. Никто не приблизился к тому, чтобы понять, что мы делаем».

Пажитнов все еще создает игры

После создания The Tetris Company в 1996 году и, наконец, получения полного контроля над его судьбой Алексей Пажитнов продолжал выпускать игры, в том числе Hexic в 2005 и Marbly в 2013 году.

Если вы когда-либо владели Xbox 360, вы технически видели Hexic, независимо от того, знали вы о нем или нет. Очаровательная игра для подбора цветов старой школы была предустановлена ​​на Xbox 360, но, вероятно, она была не особо популярной, пока вы играли в свои модные Silent Duties и Call of the Hills (издевательски перефразированные названия игр Silent Hill и Call Of Duty). Учитывая, что Tetris изначально поставлялся в комплекте с оригинальным Game Boy, помогая продать примерно миллион копий портативного устройства, для Microsoft имело смысл включить часть этого волшебства Пажитнова в свои программные продукты бесплатно. В конечном итоге игра появилась в комплекте с Microsoft Zune.

Как часто вы играли или играете в эту увлекательную игру, несмотря на ее явное устаревание?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.