Наверное, большинство из нас понимает, что чтение относится к навыкам, которые приобретаются о временем. Невозможно этому обучить ребенка по щелчку. Кому-то может потребоваться пара месяцев, а кто-то будет обучаться чтению около года. Поэтому требовать от ребенка прочитать текст в 3 года может оказаться абсолютно бессмысленным занятием.
Когда пора
Оптимальный возраст для обучения чтению и письму - 6-7 лет, утверждает кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института психологии УрГПУ Юлия Водяха.
А до достижения шести лет лучше отдавать предпочтение играм. Это гораздо полезнее и лучше влияет на мышление, память, общительность и даже помогает контролировать собственные эмоции.
Очень тяжело в дошкольном возрасте заставить ребенка сидеть в течение даже 30 минут и выполнять одни и те же действия. Обычно малыши в этом возрасте очень подвижны, поэтому почувствовать себя в роли ученика, а на родителя взглянуть как на учителя бывает очень сложно.
Кубики Зайцева
Некоторые родители уверяют, что благодаря данной методике можно обучить читать ребенка по слогам уже в 2-2,5 года. Более того, при помощи кубиков через некоторое время ребенок сможет читать около 150-200 слов в минуту.
Обычно такая скорость приобретается перед поступлением в школу. И вроде бы это так замечательно, но есть и другая сторона медали.
Обучаемся играя
Раннее развитие детей должно проходить в игровой форме. Так ребенок учится размышлять, фантазировать и тренирует память. А обычное чтение в течение длительного времени может оказаться бессмысленным.
Более того, дети, которых учили читать по слогам, просто не успевали сосредоточиться на смысле рассказа, так как их глаза перескакивали со слога на слог с довольно высокой для них скоростью. Поэтому, прежде чем учить детей читать, необходимо понимать, что параллельно надо разбирать текст. Конечно, в таком случае на это уйдет больше времени, но зато это будет качественное чтение в будущем.
Не всегда хорошо
Конечно, благодаря кубикам Зайцева родители могут заметить огромный прогресс в чтении у ребенка уже через 3 недели. Они будут абсолютно довольны своим малышом только потому, что увидели результат. Да, несомненно, он есть, но он неполноценный в отличие от постепенного обучения. Даже игры в сюжетно-ролевом формате принесут больший результат для развития ребенка, но на это потребуется больше времени. И зачастую первые успехи не скоро будут заметны родителям.
Но! Важно понять, что игры, пересказы сказок, заучивание стихотворений или просто самостоятельная игра ребенка без вмешательства взрослых приносят гораздо больший вклад в развитие. Именно в таком процессе происходит адекватная подготовка к условиям школы. А именно, к желанию общаться, находить общие интересы со сверстниками, относиться с интересом к учебе и так далее.
О раннем обучении письму
Принуждая ребенка к обучению письму в раннем возрасте, родители рискуют нанести серьезный вред малышу. К сожалению, нередко случается так, что в школе детям приходится переучиваться только потому, что они неправильно держат ручку. А это происходит по причине освоения письма в раннем возрасте. В 3-4 года дети еще не могут свободно удерживать ручку. Чаще всего рука напряжена, а буквы с усилием выводятся на бумаге, а вместе с этим отсутствуют правильные соединения.
Основные правила обучения чтению
Наверное, большинство родителей уже заметили, что к дети осваивают тот или иной навык только со временем. Даже если вы начнете изо дня в день обучать малыша буквам, то он их не в силах будет запомнить. И только когда настанет то самое время, он с легкостью все освоит.
Вот какие правила по обучению детей приводит Марина Озерова, психолог-педагог, методист, автор популярных книг для детей и родителей, создатель и ведущая интернет-сообщества "Дети в семье":
- В любой семье, где родители умеют читать и писать, ребенок сможет освоить данные навыки. А зубрежка и постоянные занятия вовсе ни к чему. Особенно плохо, когда это происходит по принуждению. Ребенок должен сам проявить интерес. А задача родителей заключается в том, чтобы мотивировать и стимулировать на дальнейшее обучение.
- Сейчас детских товаров такое разнообразие, что иногда и не знаешь, что нужно, а что нет. Яркие карточки и мягкие кубики с буквами, плакаты и планшеты с алфавитами... Все это очень сбивает с толку родителей, и они готовы скупить все только для того, чтобы любимый ребенок быстрее обучился чтению. Но практика показывает, что это вещи второстепенные. И прежде чем начинать изучение букв, стоит проговаривать их в устной форме.
- Развивайте интерес ребенка к словам. Разбирайте их по буквам, слогам и звукам. Только так можно добиться подлинной заинтересованности. А знакомство с символами на бумаге стоит производить только тогда, когда кроха научится разбираться в ассоциациях.
- Действия не должны быть бессмысленными. Нельзя выдавать ребенку пропись и просить ее заполнять. Дело в том, что ребенок воспринимает это как рутинное занятие, которое просто надо выполнить. Чисто механическое действие, которое не требует раздумий. Это неправильно! Начните занятия с писем. Напишите Деду Морозу или бабушке. Пусть кроха учится излагать свои мысли. Если это пока сложно, то можно начать с подписи или маленького пожелания на открытке.
- Соблюдайте связь между письмом и чтением. Это очень важно, так как при выполнении данных действий отдельно друг от друга мозгу свойственно работать слабее. Поэтому попросите ребенка сначала изображать букву на листе бумаги разнообразными способами, а затем произносить вслух. То есть "молчаливого" письма в обучении быть не должно.
- Максимум времени в дошкольном возрасте должно уделяться игре. В этом процессе ребенку легче воспринимать информацию, а значит, полученные знания гораздо качественнее, чем обычное и скучное заучивание, которое зачастую не приносит плодов.
Поэтому перестаем сгребать с полок магазина прописи, яркие карточки с буквами и планшеты с азбукой и включаемся всей семьей в игру. И будьте уверены, что рано или поздно ваши детки порадуют вас своими первыми успехами в чтении. И это будет не просто механическое действие, а воспроизведение текста с интонацией, так как малыш обучался правильно и освоил одновременное понимание того, что читает.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание