Стресс у родителей играет большую роль - ученые рассказали, как воспитать социально развитых детей

Швейцарский психолог Жан Пиаже когда-то говорил, что игра – эта работа детства. В свое время даже сам Пиаже не мог знать, насколько эта фраза правдива. Подтвердили это последние исследования, опубликованные в журнале «Психологическая наука». Они показали, что мозг взрослого человека и ребенка как будто синхронизируется во время игры. Это исследование также демонстрирует, что во время игры с родителями, у малышей проявляется большая активность в префронтальной коре, это область мозга, которая обычна считается недостаточно развитой в ранние детские годы. Все это подвластно изменениям. Ученые удостоверились в том, что эмоциональное состояние родителей максимально важно в воспитании и развитии ребенка. Поэтому первое, что должен сделать каждый взрослый, - это позаботиться о себе, своем самочувствии и эмоциональном состоянии.

Новые технологии

Представьте себе сцену: вы входите в лабораторию и видите, как родители и дети играют и при этом у них на головах одеты специальные «шапки», которые считывают нужную информацию. И нет, это не сцена из научно-фантастического фильма. Это новаторский метод исследования с использованием функциональной спектроскопии ближнего инфракрасного диапазона (fNIRS) для измерения уровня оксигенации крови в качестве показателя нейронной активности. Ранее активность мозга измерялась только при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ), которая требует, чтобы люди лежали неподвижно во время просмотра фильмов или прослушивания музыки. Эта новая технология позволяет родителям и детям нормально взаимодействовать, благодаря чему мы можем получить куда более реалистичный анализ. В эксперименте взрослые и дети младшего возраста надевали специальные «шапки», сделанные из электродов, которые безопасно и ненавязчиво измеряют уровни оксигенации крови. Такие технологии позволяют исследователям изучать нейронную активность, благодаря чему становилась очевидной нейронная активность в режиме реальном времени.

Что на самом деле происходит во время игры?

Чувствовали ли вы когда-нибудь внутреннюю связь с ребенком, когда смотрели в его глаза? Это ощущение, будто вы на одной волне, многого стоит. Исследователи смогли измерить динамическую связь между нейронной активностью и социальным взаимодействием. А последнее - куда более сложный процесс, чем может показаться на первый взгляд. Когда мы смотрим в глаза ребенка, а ребенок смотрит на нас, это называется взаимным взглядом. Но несмотря на то что вы находитесь на одной волне с ребенком, эти «волны» немного разные, они влияют друг на друга. Точно так же, когда взрослые и дети обращали внимание на один и тот же объект, взрослые отражали эмоции малыша и использовали для общения так называемые детские разговоры, или motherese. После такого общения нервный кровоток детей и родителей синхронизируется.

Префронтальная кора

Префронтальная кора предназначена для того, чтобы выполнять исполнительный функции, а также позволяет регулировать эмоции. Эта часть мозга участвует в социальном прогнозировании, планировании, регулировании поведения, социальных навыках. Долгое время считалось, что префронтальная кора головного мозга в значительной степени недоразвита у малышей. Предыдущие исследователи считали, что префронтальная кора активизируется у детей только в возрасте четырех лет. Это исследование стало первым, которое доказало, что можно развивать префронтальную кору еще раньше.

Эксперименты

Первое исследование проходило следующим образом. В первой ситуации взрослые контактировали с другими взрослыми в комнате, в то время как дети играли в игрушки. Взрослые в это время говорили на другом языке и не смотрели в глаза малышам во время эксперимента. Как и предполагалось, нервный кровоток у малышей и у взрослых не был синхронизирован. Следующий эксперимент показал, что наибольшая активность префронтальной коры головного мозга во время игры детей и родителей. Можно сделать вывод, что игра имеет решающее значение для создания основы для будущих социальных навыков ребенка. И начинать действовать нужно как можно раньше, ведь многие техники могут быть не такими эффективными только потому, что они начинаются слишком поздно. Рассматривайте игру «взрослый - ребенок» как первую программу обучения руководящим навыкам и навыкам общения с другими людьми.

Особенности исследования

Так как необходимо, чтобы измерения были максимально точными, дети, которые проявляли излишнюю активность, были исключены из эксперимента. Чрезмерные движения не позволяли «шапкам» улавливать точные сигналы. Также некоторые дети пытались сорвать оборудование с головы. Однако главный результат был получен, родительский стресс куда более опасен для детей, чем мы думаем.

Стресс родителей вреден для детей

Ранее исследование с использование таких же технологий показало, что спокойствие родителей позволяет им настраиваться на одну волну со своими детьми. Поэтому они лучше помогают друг друга и живут в гармонии. Следующий эксперимент основывался на том, что исследователи искусственно создавали стрессовые ситуации, и результаты показали, что это очень влияет на социальные навыки подрастающего малыша. Теперь мы можем с уверенностью заявить, что взаимоотношения между родителями и детьми помогают развитию префронтальной коры.

Уникальные особенности

Новое исследование выявило, что нервный кровоток ребенка всегда предшествует показателям родителя, поэтому можно сказать, что процессом взаимодействия руководит малыш. Ученые предполагают, что это основа интерсубъективного мышления, самое начало теории разума. Так как взрослые и дети в процессе игры регулируют внимание совместно, у малышей формируются социальное мышление и навыки. Только вот одно но: родители, которые испытывают хронические стрессы, не могут обеспечить своих детей необходимым вниманием. С неврологической точки зрения эмоциональное выгорание блокирует возможность родителей быть на одной волне со своими малышами. Взрослые, которые находятся в постоянном стрессе и морально истощены, не могут найти не только время, но и эмоциональную энергию на то, чтобы играть со своими детьми. Этот тип взаимодействия посредством игры между родителями и ребенком может быть тем самым недостающим элементом. И главный ответ на вопрос, почему одни дети отправляются в детский сад уже готовые к обучению: они умеют регулировать эмоции и используют свои социальные навыки, а другие абсолютно не готовы к этому.

Все начинается с родителей

Поэтому, если есть проблема, нужно вмешиваться в жизнь не ребенка, а взрослого. Воспитание детей – это трудный процесс, который может обернуться хроническим стрессом, известным как эмоциональное выгорание. И первое, что вы должны сделать, чтобы избавиться от этого, – это заботиться о себе, о своем здоровье и самочувствии. Поэтому, чтобы помогать вашему ребенку развиваться в социальном плане, а также учиться исполнительному функционированию, нужно сначала научиться вам самим заботиться о себе. И только после того как в голове все будет в порядке, вы сможете работать вместе со своим ребенком. Вы и ваше чадо будете чувствовать себя хорошо. Дело за малым, теперь каждый родитель должен понять, что эти важные факты могут улучшить социальное и эмоциональное воспитание детей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы согласны с тем, что стресс мешает воспитывать детей?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.