Дети склонны думать, что «справедливый» означает «равный». Когда старший брат ложится спать поздно, то младший будет считать это несправедливостью. Если у ребенка был тяжелый день и он не может провести время один на один со своим родителем, это тоже несправедливо. Но есть одна уловка, которую используют учителя начальной школы, чтобы научить детей разнице между справедливостью и равноправием, - «Урок с пластырем». И это то, что родители могут попробовать провести дома со всей семьей.
«Урок с пластырем»
Выглядит это так:
- Возьмите пачку пластырей (или лист с наклейками, если вы не хотите тратить зря настоящие пластыри). Скажите всем в семье, чтобы они вспомнили о воображаемой травме, которая когда-то была или просто выдумайте ее. Это может быть что угодно: от пореза пальца бумагой до сломанной руки или ноги или чего-то более катастрофического.
- По очереди попросите каждого члена семьи описать свою травму. Когда они будут готовы, приклейте один пластырь или наклейку на место травмы.
- Пока вы «оказываете помощь», нужно порассуждать о справедливости по отношению к другим членам семьи, получающим одно и то же лечение от различных травм.
Темы для обсуждения
В процессе урока можете обсудить с каждым следующие вопросы:
- Какая у вас была травма? Какое лечение вы получали? У некоторых людей были небольшие порезы, так что пластыря было достаточно. Но у некоторых были переломы или хуже, в такой ситуации смог бы помочь пластырь? Нет!
- Давайте подумаем, как это соотносится с первоначальным определением справедливости - «справедливость» означает «равенство». Здесь ко всем относились одинаково, поэтому все были равны.
Разные потребности
После такой игры вы можете поговорить с детьми о том, что то, что справедливо, отличается от человека к человеку и от ребенка к ребенку, потому что у всех разные потребности. Младший ребенок должен ложиться спать раньше, потому что его организму требуется больше отдыха для роста. Ребенок, которому грустно, в этот момент нуждается в большем внимании и общении, чтобы почувствовать себя спокойнее и лучше. А ребенку в школе, который имеет большие затруднения в математике, может потребоваться больше индивидуальных наставлений от учителя, чем ребенку, который поймет это при первом объяснении.
Попробуйте порассуждать, приведя несколько других примеров, когда дети видели, как кому-то уделялось больше внимания. Или были случаи, когда нужно было следовать определенным правилам из-за различных потребностей, которые в то время могли казаться несправедливыми.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание