Сколько свободы нужно дать детям по мере взросления, чтобы выработать дисциплину и способность работать в команде

У родителей две основные задачи - защитить своих детей и в то же время подготовить их к жизни. Таким образом, в тот момент, когда любимое чадо начинает исследовать мир, возникает дилемма - сколько родитель может позволить ребенку свободы, чтобы он начал учиться независимости и автономии? Ответить непросто, особенно в сегодняшние изменившиеся времена, когда современные дети находятся под постоянной опекой, в отличие от поколения их родителей, бабушек и дедушек.

Правильная степень свободы

Правильная степень свободы развивает способность полагаться на себя и позволяет детям чувствовать контроль над чем-то в своей жизни.

«В юном возрасте ваш ребенок во всем рассчитывает на вас. Младенцы полагаются на вас в вопросах питания, гигиены. По мере того, как они растут, они становятся более независимыми во многих сферах жизни, но они по-прежнему полагаются на вас, желают получить от вас любовь, защиту, совет и поддержку», - сказал Джим Тейлор, психолог, специализирующийся на вопросах воспитания детей.

Дети с возрастом становятся более независимыми

По словам психолога, большие изменения происходят в подростковом возрасте, когда дети приближаются ко взрослой жизни. Тогда они становятся менее зависимыми от родителей во всех сферах. Процесс разлуки может доставить печальные моменты их опекунам, но родители должны понимать, что это необходимый и неизбежный процесс. Надо набраться терпения.

Родители сегодня чрезмерно опекают и защищают своих детей

Проблема в том, что за последние десятилетия не только среда и общество, в котором мы живем, но и многие ключевые идеи воспитания и развития наших потомков изменились крайне радикально. Сегодняшние родители действительно чрезмерно защищают и опекают детей. Согласно опросу журнала Slate, в котором приняли участие 6000 респондентов, родители не дают детям столько свободы, сколько они сами имели в их возрасте.

«Мы спросили родителей, что они будут делать, если поймают своих детей на чем-то предосудительном. Типичным ответом было то, что они будут ужасно напуганы и посадят таких непослушных детей под домашний арест», - говорит автор Джессика Гроуз.

Слишком хрупкие и нежные дети?

Готовность вовлекать детей в потенциально рискованные занятия действительно снижается. Даже в пятидесятые и шестидесятые годы в наших городах было обычным делом, когда дети с раннего возраста, обычно в компании старших братьев и сестер и в компании друзей, проводили свободное время, играя на улицах. Особенно это было распространено в сельской местности, в деревнях.

Не нужно питать иллюзий по поводу того, чем дети могут заниматься и какие опасные «фокусы» они могут выкинуть с сегодняшней точки зрения. Просто спросите своих бабушек и дедушек, чем они занимались в детстве. Однако тогда этот период детских игр, баловства, а также более последовательной и требовательной помощи по хозяйству дети обычно прекрасно переживали, при этом оставались целыми и невредимыми.

С ростом городов ситуация меняется

Однако с ростом городов и их частей, с увеличением плотности автомобильного движения и многих других явлений в обществе ситуация изменилась. Сельская местность и небольшие города по-прежнему оставались оазисом свободного передвижения и независимости, но в более крупных городах родители уже контролируют своих детей и опекают их.

Представление о способностях маленьких детей к различным видам деятельности, особенно в домашнем хозяйстве, не так сильно изменилось по сравнению с прошлым - с сегодняшней точки зрения, возможно, разница не может быть больше. Исследование говорит само за себя.

«Группа людей, которые родились в 1970-х годах, заявила, что им разрешалось пользоваться печью в четвертых и пятых классах, и довольно часто им разрешалось использовать инструменты в том же возрасте. Те, кто родился в 1990-х годах, достигли того же уровня в том же возрасте», - говорит Джессика Гроуз, добавляя, что страх родителей постепенно начал превращаться в веру в то, что их дети слишком хрупкие и нежные, чтобы справляться с тяжелыми эмоциональными и физическими нагрузками.

Каждое поколение делает все по-своему

Однако в то же время, по мнению многих, образование ослаблено в том смысле, что мы налагаем меньше обязательств на наших детей, чем сами имели в прошлом.

«Это закономерный результат образовательного стиля предыдущего поколения. У каждого периода есть свой тренд, который эволюционно основан на предыдущем поколении и пытается удалить элементы, которые кажутся неуместными. Но в то же время он вводит некоторые новые элементы, - поясняет психолог Ян Фри. - Таким образом, воспитание сегодняшних детей является следствием воспитания их родителей их бабушкой и дедушкой».

На тему того, какое поколение было воспитано лучше, можно, конечно, долго рассуждать, ведь споры о воспитании детей между бабушками и дедушками и родителями, конечно, не новость, они, наверное, стары, как само человечество.

Но все поколения согласны с тем, что они хотят воспитать человека, который сможет позаботиться о себе.

Компетентность и мотивация

«Если ваши дети достаточно независимы, вы смогли заставить их почувствовать себя компетентными и способными, - говорит психолог Джим Тейлор. - Вы помогли им найти занятия, которые они сочли значимыми и приносящими удовлетворение, и вам также удалось дать им свободу, чтобы они могли жить полной жизнью и усвоить важные уроки».

Но откуда вы знаете, что ваши родители не потерпели неудачу в этом стремлении? Психолог перечисляет четыре когнитивных признака, по которым вы можете судить о том, что ваши дети движутся в правильном направлении:

По сути, они мотивированы, потому что вы позволили им найти свои собственные причины что-то делать и чего-то добиваться.

Им предоставляется возможность исследовать проблемы и действия по своему выбору, хотя и под надлежащим наблюдением. Они экономно получают внешнее вознаграждение.

У них есть отношения со своими родителями, которые можно охарактеризовать как кооперативные. Хотя авторитетом является родитель, детские желания и идеи рассматриваются как реалистичный вариант, и им придается ценность.

Они принимают правильные решения, потому что могут благодаря хорошему руководству рассматривать различные варианты. При поддержке и надзоре взрослых у них есть возможность хотя бы частично решить проблему и принять правильное решение.

Детей надо ограничивать

Все это должно происходить в четко определенных пределах. Конечно, детей надо чем-то ограничивать.

«Лимит, в отличие от санкции, - это элемент, который одновременно защищает нас от чего-то и не дает нам что-то сделать. Санкции только мешают. Примером ограничения является одежда: она защищает нас от резких перепадов температуры, мешает нам двигаться более свободно», - объясняет психолог Ян Фри.

Это, конечно, не означает, что вы не должны отпускать от себя ребенка, скорее, наоборот. Однако у каждого есть свои индивидуальные особенности, поэтому единого руководства, как ослабить уздечку, просто нет. Но это определенно должно происходить не в ущерб воспитанию.

«Чем больше вы вовлекаете детей в самостоятельные занятия, соответствующие возрасту, тем больше вы удивляетесь их способностям», - говорит педиатр и консультант родителей Сью Суонсон.

Да, свобода детям, безусловно, необходима, но давать ее нужно не спонтанно, ситуативно, а продуманно, постепенно и дозированно, с учетом возраста и характера ребенка, там, где она нужна, и тогда, когда ребенок будет способен ею разумно распоряжаться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А сколько свободы вы готовы давать своему ребенку?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.