Контролируйте, но мотивируйте: несколько секретов успешной подготовки к урокам

С началом учебного года перед взрослыми возникает серьезная проблема: как выделить время на помощь с домашней работой? Вот только многие не догадываются, что важно и то, как именно помогаете ребенку. Если где-то ошибиться, можно навсегда отбить желание узнавать новое!

Золотые правила

Как распределять время? Нужно ли вмешиваться в отношения ученика и учителя? Стоит ли делать вместо ребенка особенно сложные задания, чтобы он не получил плохую оценку? Профессиональные психологи с учителями дали несколько советов как для родителей первоклассников, так и для тех, чьи ребятишки начинают готовиться к выпуску. Основных рекомендаций восемь:

  • уместная помощь;
  • умеренный контроль;
  • непременная практика;
  • равномерная нагрузка;
  • своевременная мотивация;
  • обязательная похвала;
  • учительская поддержка;
  • открытый разговор.

Если хорошенько изучить опыт специалистов, руководствоваться знаниями, а не эмоциями, успех в учебе станет вопросом времени.

Заботливый родитель

Не нужно скидывать абсолютно весь груз ответственности на учителя. Дети лучше прислушиваются к членам семьи, а это дает возможно ловко направить школьников. Учитель Александр Снегуров заметил:

Где-то в начальной школе надо посидеть и посмотреть, как ребенок выводит буквы, а в дальнейшем ребенку нужно дать какой-то источник, где ребенок должен посмотреть сам.

Старайтесь организовать домашнее обучение так, чтобы ребятишки делали все сами. Вмешивайтесь лишь в крайних случаях и одновременно показывайте, где можно найти недостающие сведения самостоятельно. А проверка сделанной работы – возможность для школьника систематизировать пройденный материал, на более глубоком уровне осознать использованные правила.

Вынужденное дистанцирование

Чтобы желание учиться сохранилось, исследователь проблем неуспеваемости Н. А. Мечинская советует не отбирать у собственного ребенка позицию школьника. Зачем ему прилагать усилия, если мама напишет сочинение, а папа начертит красивые графики?

В определенный момент нужно перейти к контролю за самим фактом выполнения: проверять дневник, количество заданий, смотреть соответствие выполненного и заданного. Самостоятельность – ключевой элемент в получении образования.

Бытовая практика

Западные исследования показали, что некоторые родители, одержимые желанием вырастить маленького гения, придумывают домашнюю учебную программу в дополнение к школьной. Как результат: школьник тонет в бесполезной теории и теряет малейший интерес.

Намного лучше, если попробуете применить школьные знания на практике. Изучение природы в городском парке по учебнику естествознания, математические подсчеты ценников в магазине, сочинение рассказов – для практики письменной речи. Увидев полезность уроков, малыш примется за них с большим энтузиазмом.

Внеклассная активность

Жоан Доменич и Бенжамин Монтенегро, будучи экспертами в образовательной сфере, провели тематическое исследование по всем вариантом нагрузки на учащихся. Оказалось, что не только попытки дополнительного обучения со стороны родителей, но и профессионально исполненные дополнительные активности бывают опасными.

Художественные кружки и спортивные секции часто мешают урокам. Не нужно усердствовать, лучше откажитесь от чрезмерных нагрузок, чтобы накопившийся стресс не привел ребенка к нервному срыву. Вместе выберите наиболее интересные и/или полезные внеклассные занятия так, чтобы оставалось время на отдых.

Позитивное внушение

Не нужно ломать детей через колено, заставляя трудиться из последних сил. Об этом заявляет учитель младших классов, а по совместительству – автор научных статей И. Н. Борисова:

Совершенно недопустимо, когда родители в наказание за плохую успеваемость лишают детей прогулки, отдыха, активно выражают недовольство, а тем более «учат» ремнем.

«Метод кнута» вызовет лишь отторжение, ненависть к учебе и родителям. Лучше обратить внимание на интересы школьника, выделить его кумиров, получивших образование. И объяснить, что успеха можно достичь, в том числе за счет выполнения домашней работы!

Нематериальное поощрение

Все та же И. Н. Борисова делает акцент на необходимости похвалы, но никак не попыток подкупа:

Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться!»

Увеличение карманных расходов или подарки взамен на отличные оценки искажает мировосприятие. Детям начинает казаться, что они делают нечто ради материальной выгоды, «для галочки». С этим преподаватель связывает ситуацию, когда школьные троечники впоследствии оказываются более успешными, а отличники, наоборот, теряют мотивацию для работы.

Взрослое отношение

Будьте объективными при оценке учебного процесса. Не нужно вставать на сторону ребенка в каждой конфликтной ситуации. Но и не стоит безоговорочно верить постороннему взрослому. Исследователь Д. В. Шлыкова отметила:

От взаимоотношений классного руководителя и школьника на исходном этапе адаптации во многом зависит дальнейшее развитие микроклимата в системе «учитель — ученик», которое является ключевым при адаптации ребенка к школе.

Постоянные споры с преподавателем не приведут ни к чему. Как и критика за спиной, дома, когда ребенок может это услышать. Наоборот, дети могут попытаться извлечь выгоду и начать умышленно стравливать взрослых! Вот почему важен диалог родителя и учителя: обе стороны стремятся к хорошей успеваемости и выступают естественными союзниками.

Миролюбивое общение

Попытка давить на младших авторитетом редко приводит к позитивному результату. Подросткам выслушивать бесконечные наставления надоедает, к тому же советы могут быть слегка устаревшими на фоне достижений как педагогики, так и общественных приоритетов в XXI веке.

Говорите с детьми на равных, старайтесь лучше узнавать их интересы, тревоги, повседневные новости. Благодаря налаженному диалогу, легче вычислить, что мешает обучению. И наоборот, если ребенок доверяет взрослому, он с большей охотой прислушается к рекомендациям.

Раннее взросление

Школьное время – пролог жизни. Поэтому для успешного обучения и воспитания нужно постепенно отпускать детей, позволяя им совершать ошибки, становиться все более самостоятельными. Как меняется ребенок, так должно меняться и отношение: постарайтесь постепенно начать воспринимать его как равного. Это лучший способ помочь в становлении личности!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А с какими проблемами вы сталкивались, когда учились сами? Повторяете ли ошибки родителей при воспитании детей?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.