Три года ребенку: как умному родителю начать формировать в нем самостоятельность, чтобы потом не жаловаться, что он ни на что не способен

Самостоятельность – то качество, которое хотят видеть в своих детях многие родители. Самостоятельный ребенок легче и быстрее адаптируется к жизненным переменам, в сравнении с не способными позаботиться о себе детьми, у него редко возникают проблемы в садике и в школе.

Большинство родителей начинают приучать малышей к самостоятельности тогда, когда они отправляются в первый класс. Но, по мнению специалистов, делать это следует гораздо раньше, в 3 года дети уже многое способны выполнять сами.

Почему это важно

Далеко не все родители, а также бабушки и дедушки осознают важность формирования самостоятельности в раннем возрасте. Многие полагают, что, когда малыш подрастет, тогда он и станет самостоятельным, а пока этот момент не наступил о крохе требуется заботиться, то есть делать все вместо него.

Педагоги и детские психологи совершенно не согласны с такой позицией. Специалисты утверждают, что самостоятельность – это то качество, которое не возникает само по себе, его требуется формировать и ранний период жизни – лучшее время для этого.

Малыш, которому не позволяли ничего делать самостоятельно, вырастет в ведомого, не способного постоять за себя и принять решение, подростка. Потом же он станет взрослым, не справляющимся с повседневными трудностями, не умеющим отстаивать свое мнение и защищать собственные интересы.

Иными словами, дети, которым не привили самостоятельность, вырастают в не способных позаботиться о себе взрослых.

Зачем рано начинать

Казалось бы, какая разница, когда малыш начнет сам одеваться, убирать игрушки? Многие уверены в том, что начинать побуждать ребенка к самостоятельным действиям нужно тогда, когда начинает многое понимать, то есть в младших классах.

Специалисты придерживаются другого мнения. В трехлетнем возрасте дети не только начинают засыпать взрослых бесконечными вопросами обо всем вокруг, они еще и впервые произносят фразу: «Я сам».

Эта фраза, которую многие взрослые попросту игнорируют, на самом деле является сигналом того, что малыш готов к формированию самостоятельности. Ему интересно выполнить что-то без помощи взрослого, например, обуться или пообедать, выбрать игрушку.

Соответственно, формирование самостоятельности в раннем возрасте проходит легко и естественно, поздние же попытки являются для ребенка стрессовым фактором, ведь он уже привык к тому, что за него все делают взрослые.

Чего делать нельзя

Самая большая ошибка взрослых – пресекание детских попыток справиться с какой-либо задачей без посторонней помощи. Это часто можно наблюдать на детских площадках – как только малыш пытается сам куда-либо забраться или побежать, бдительная мама тут же пресекает его начинания.

Тоже самое происходит и дома. Ребенку не дают самому одеться, покушать, вымыть руки. Поначалу малыш сопротивляется и всячески пытается отстоять свое право что-то выполнить без посторонней помощи. Но с течением времени детский энтузиазм пропадает, ребенок начинает ждать, когда взрослые его «обслужат».

Почему так происходит

Почему же взрослые на корню рубят детскую самостоятельность? Никто не хочет вырастить ребенка инфантильным, не умеющим принимать решения и не способным о себе позаботиться. Родители, так же как и дедушки с бабушками, попросту не осознают того, что они причиняют вред развитию малыша.

Как правило, взрослые привыкли торопиться, поэтому им намного проще самим одеть или накормить ребенка, чем ждать, пока он постарается сделать это сам. Другая причина в том, что малыш не сумеет выполнить стоящую перед ним задачу так, как нужно. То есть, он неправильно оденется, испачкается сам и обрызгает едой все вокруг. Поэтому родители полагают, что ему рано кушать и одеваться самому, ведь после его попыток им придется все переделывать и прибираться.

Третья причина сопротивления детской самостоятельности – забота о безопасности малыша. Если он сам пойдет по дорожке в парке или же заберется на горку – непременно упадет, будет плакать. Если сам станет кушать – зачерпнет много и подавится. Если сам начнет одеваться – запутается, упадет и ушибется.

Но ведь на ошибках – учатся, падая или поперхнувшись ребенок получает бесценный жизненный опыт, понимает, что и как ему следует делать.

Как себя вести

Психологи и педагоги призывают не препятствовать проявлению детской самостоятельности, всячески поощрять инициативу малышей и даже побуждать их обходиться без помощи взрослых.

Но, разумеется, это не означает того, что ребенка следует «бросить». Если у малыша не будет что-то долго получаться, он попросту потеряет интерес. Но «помочь» не означает «сделать вместо ребенка».

Также задача взрослых – поощрять самостоятельность и создать условия, в которых малышу будет просто освоить новые для себя действия. Например, следует позаботиться о том, чтобы вешалка для одежды подходила к росту малыша. Нужно выделить для него удобную полочку в ванной и размещать игрушки так, чтобы кроха мог сам их брать.

С чего начать

Многие взрослые, услышав от ребенка фразу «Я сам», ощущают растерянность и даже беспомощность. С одной стороны, они хотят поощрить малыша, а с другой – не хотят смотреть на то, как ребенок расстраивается, поскольку у него ничего не получается.

Психологи обращают внимание родителей на то, что их задача – научить ребенка. Именно с обучения и начинается формирование самостоятельности. Например, если малыш хочет сам умыться, нужно включить воду, объясняя, что есть «холодная», «горячая» и их нужно смешать. Если мыльница стоит слишком высоко, нужно просто подать ее малышу. Мыло он вполне может взять и сам. И, разумеется, следует проявлять терпение и доброту, не нужно ворчать, когда малыш забрызгает водой пол и одежду.

Аналогичным образом следует начинать осваивать каждое новое для ребенка действие. Малыш должен быть уверен в себе и в том, что близкие его поддержат, а не отругают.

Чего нужно избегать?

Важно понимать, что ребенок приобретает новые навыки постепенно. Он не раз и не два оденется неправильно, прежде чем сумеет сделать это быстро и так, как нужно. И, конечно же этот процесс длится не пару дней и даже не неделю.

В ежедневно повторяющихся ситуациях родителям и другим членам семьи нужно сохранять терпение. Нельзя торопить малыша, резко высказываться о его действиях, порицать, делать замечания, выражать недовольство.

Нужно избегать и излишних наставлений. Если малыш привыкнет все делать «по указке», то самостоятельным он не станет.

Как не перехвалить

Похвала должна быть заслужено. Если взрослые начинают выражать неистовый восторг в тот момент, когда малыш потянется к ложке, то что они сделают после того, как он съест все, что лежит в тарелке?

Похвала родителей доставляет малышу радость, она повышает его самооценку и мотивирует выполнять самостоятельные действия лучше. То есть, хвалить нужно тогда, когда ребенок справился с задачей. И, разумеется, комплименты должны соответствовать заслугам. Чем труднее было малышу что-то сделать, тем сильнее его следует похвалить.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что думаете вы? Когда и как нужно формировать у ребенка самостоятельность?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.